Архив:

Томские юзергайды. Как устроить в школу ребенка с ограниченными возможностями

Совсем недавно единственным возможным способом образования детей с ограниченными возможностями здоровья было обучение на дому. Но в последние несколько лет благодаря усилиям властей по развитию инклюзивного образования появился альтернативный вариант - сегодня все больше томичей отправляют своих особенных детей в специализированные или общеобразовательные учебные заведения. 

Разобраться в вопросах выбора школы и образовательной программы им помогают специалисты муниципального бюджетного учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия».

О том как устроить в школу ребенка с ограниченными возможностями наш очередной юзергайд.

Шаг 1. Выбрать учебное заведение

Подобрать учебное заведение, в котором будет обучаться ваш ребенок, рекомендуется примерно за год до поступления в первый класс.

На этом этапе важно найти специалиста, психолога или педагога, который бы мог составить рекомендации какое образовательное учреждение ребенку больше подойдет: обычная школа, специальный (коррекционный) класс обычной школы, специальная (коррекционная) школа определенного вида, специальный класс специальной (коррекционной) школы, надомное обучение с указанием рекомендуемого сочетания различных форм организации образовательного процесса (индивидуальные занятия на дому, сочетание индивидуальных занятий на дому с индивидуальными и/или групповыми занятиями в классе).

Естественно, сделать это специалист должен на основе наблюдения за будущим школьником. Помочь здесь могут бывший воспитатель или специалист реабилитационного центра.

Шаг 2. Прохождение Психолого-медико-педагогической комиссии

В случае если ребенок не занимался с вышеназванными специалистами до момента поступления в школу, на помощь может прийти психолого-медико-педагогическая комиссия. Впрочем, встретиться с ее работниками рекомендуется в любом случае. Более того, если ребенку предстоит учиться в специальной (коррекционной) школе (классе), то без заключения ПМПК его не смогут принять в такую школу или класс. Это заключение должно максимально соответствовать образовательным потребностям и возможностям ребенка. Исходя из этого, родители должны сделать все возможное, чтобы рекомендации оказались объективными. В свою очередь, сотрудники городского департамента образования должны поделиться с родителями имеющейся у них информацией об общих и коррекционных учреждениях округи и рассказать об условиях прохождения ПМПК.

В состав комиссии должны входить педагог-психолог, учителя-дефектологи, учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, детский психиатр, социальный педагог. При необходимости в комиссию могут входить и другие врачи.

В результате после консультации в ПМПК комиссия выдаст заключение, в котором будет сказано, какой вид образования больше всего подойдет конкретному ребенку. Кроме того, специалисты должны указать учебную нагрузку в неделю (если она должна быть индивидуальной и отличаться от общей нагрузки класса или школы), необходимость в индивидуальном учебном плане, индивидуальном расписании занятий и необходимость в конкретных коррекционных мероприятиях. Кстати, если результат комиссии не устроит родителей, то решение можно обжаловать. Однако в целом заключение ПМПК носит лишь консультативный характер и при поступлении ребенка в общеобразовательную школу не требуется.

По словам Натальи Артюшенко, руководителя «Психолого-медико-педагогической комиссии» в Томске родители детей-инвалидов стали чаще отказываться от домашнего образования в пользу общеобразовательного, так как школьная среда в городе становится доступнее. В них получают развитие программы инклюзивного образования, работают квалифицированные специалисты, строятся пандусы. Все это делает процесс обучения максимально комфортным для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Шаг 3. Выбрать сопровождающего

Вопросами обеспечения сопровождающих для детей-инвалидов тоже занимается ПМПК. Если ребенок действительно нуждается в такой услуге, то комиссия направляет рекомендацию в образовательное учреждение. Администрация школы обязана подыскать человека, который будет помогать ребенку в процессе обучения.

Однако в любом случае окончательное решение о необходимости сопровождающего принимают родители ребенка. Так, есть три категории детей, которым необходимо сопровождение на первом этапе обучения: с ранним детским аутизмом, с ограниченными возможностями зрения и имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

До 1 сентября 2013 года оплата услуги сопровождающего проходила через две программы: через городскую «Социальная интеграция» и через областную программу «Право быть равным». После же вступил в силу новый закон об образовании, где прописана новая штатная единица — помощник учителя, ассистент, который несет ответственность за детей-инвалидов, закрепленных за ним. В прошлом году в школах Томска обучались 63 ребенка с таким сопровождением. Сколько их будет в нынешнем году станет известно осенью.

Шаг 4. Подать документы в школу

Выбрав школу, родители подают документы в секретариат. После регистрации заявления родители получают бумагу, в которой указан входящий номер заявления о приеме в школу; перечень представленных документов и отметка об их получении; заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.

По словам Натальи Артюшенко, школы обязаны принимать детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и создавать для них комфортные условия. Ограничений по количеству мест для таких учеников нет. Родителям же просто нужно прийти в школу и подать необходимый пакет документов.

В школах Томска места для детей-инвалидов начали готовить еще 1 января. По подсчетам «Психолого-медико-педагогической комиссии», 1 сентября за партой специализированных и общеобразовательных школ Томска займут места 84 особенных первоклашки. Причем более 50 человек будут учиться именно в общеобразовательных школах.

Шаг 5. Пройти вступительные испытания

Не стоит забывать и о тестах при поступлении — многие опасения родителей детей-инвалидов связаны именно с ними. Тесты есть, но они не являются решающим фактором при приеме ребенка в школу (за исключением гимназий и учреждений, в уставе которых прописано своего рода квалификационное испытание). Проверка будущего школьника в данном случае нужна скорее для того, чтобы коллектив смог должным образом подготовить образовательную программу и в итоге ребенок смог максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал.

— Родителю нужно знать: этот тест определяет не только умственные способности, но и, например, наличие нарушения в работоспособности. Сейчас таких ребятишек много: с ребенком все в порядке, но своей любознательностью и активностью он может воспользоваться только 15 минут из урока, и учителю нужно знать — через 15 минут для ребенка должен быть перерыв, — говорит Наталья Артюшенко.

В рамках городской программы «Социальная интеграция» в Томске проводится целый ряд мероприятий, которые делают городскую среду максимально комфортной для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. В муниципальных учреждениях культуры и школах устанавливают пандусы (они уже имеются в 15-ти томских школах и двух домах творчества, далее все муниципальные образовательные учреждения, выходящие из капремонта, также будут оборудованы пандусами).

Проводятся тренинги, психологические онлайн-консультации, в центры дополнительного образования закупается реабилитационное оборудование: в 2014 году в рамках программы из городской казны на эти цели было выделено более 460 тысяч рублей. В целом на социокультурную, спортивно-оздоровительную и социальную реабилитацию детей-инвалидов в 2014 году администрацией города Томска направлено около 11,5 млн рублей.

Источник: Томский обзор

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ