Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Эдик учится жить. Центр лечебной педагогики помогает детям, которые раньше считались необучаемыми

Автор этого текста – Светлана Андреева, заместитель директора Центра лечебной педагогики. Светлана работает в центре со дня основания. По первому образованию Светлана Андреева учитель русского языка и литературы, по второму – психолог. На работу в Центр лечебной педагогики она перешла из пединститута. Решение о смене деятельности далось непросто, но за двадцать с лишним лет работы в центре Светлана ни разу об этом не пожалела.

Светлана Андреева автор книги «Половое воспитание детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития», которая вышла в 2004 году. Вторая книга, посвященная этой же непростой теме, сейчас готовится к печати.

В этой истории будут три главных действующих лица: ученик, учитель и школа. Их встреча состоялась летом 1993 года. Тогда, 20 лет назад, они выглядели вот так.

Второй дом

Школа стояла новенькая, только что отстроенная: белые стены, красная черепичная крыша, большие окна. В новое здание из Германии только что завезены столы, стулья, школьные доски, шкафы и т.д. 

Учительница тоже была новенькая, только что принятая на эту работу, никогда не видевшая «особых» детей, никогда с ними не работавшая.

e9b04b655d4972613951b7d93894a960.jpg

Ученика привела в новую школу мама. До этого он 12 лет своей жизни сидел дома, его родители работали в разные смены на заводе, чтобы всегда быть при нем. Теперь, оказавшись в новом помещении, среди новых людей, он беспорядочно передвигался по классу, взяв в руки огромную куклу, и повторял только одно слово: «кука». Он не реагировал на обращения к нему, он действовал по своей программе, нарезая большие круги по большому классу. 

Все трое присматривались друг к другу. Точнее, учительница присматривалась к школе и ученику, не вполне пока понимая, что с ними делать. Что чувствовали школа и ученик, трудно было сказать, так как ни одна, ни второй речью не владели и на вопросы не отвечали.

Первоклассник пятнадцати лет

Их первая встреча в августе 1993 года была значимой для всех: они стали составляющей нового образования города Пскова, которое получило имя «Лечебно-педагогический центр» – место, куда впервые собрали для обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Учительница вместе с другими новыми сотрудниками новой школы готовилась к открытию центра: шила шторы, отдраивала кафельную плитку, разбиралась в новых, неизвестных ей пока материалах для занятий, привезенных из Германии. 

Готовилась к первому в своей жизни походу в школу и мама ученика: очень переживала, как ее сынишка сможет прожить хоть один день без нее, а она без него.

3 сентября 1993 года. Этот день, день открытия Лечебно-педагогического центра г. Пскова, собрал вместе всех, кто участвовал в его создании и для кого он был предназначен: 42 ученика новой школы, пока еще не осознающие себя учениками; семьи 42 учеников, полные тревоги и ожиданий; учителя, волнующиеся перед первой встречей со своими необычными классами; представители немецкой Евангелической церковной общины города Вассенберга во главе с Клаусом Эберлем, благодаря которым идея получила свое воплощение; учителя и учащиеся партнерской немецкой школы «Рурталь» во главе с Берндом Шлебергером, которые с самого начала взяли на себя педагогическое сопровождение нового дела; представители администрации города во главе с мэром Александром Прокофьевым и много, много других людей.

5eec3f6921d06f3d30bcc60bc2572103.jpg

В Центре лечебной педагогики любят ходить в походы.

Андрей Михайлович Царев, директор центра, один из тех, благодаря кому эта идея стала реальностью, открывает двери новой школы. Впервые в своей жизни мамы и папы 42 детей испытывают то чувство, которое должен обязательно испытать каждый родитель: мой ребенок пошел в школу! Казалось бы, это так просто и естественно, но, увы, среди первых учеников центра были не только шести- и семилетние малыши. Первыми учениками были и подростки 14-15 лет, которым не было места в системе образования страны.

Целый день кричит: «Убью!»

Несмотря на то, что еще до открытия центра почти все педагоги, которым достаточно быстро пришлось переквалифицироваться в специальных педагогов, прошли стажировку в школе «Рурталь» и получили начальное представление о работе с особыми детьми, первые недели были нелегкими для всех.

В дневничке нашего ученика, предназначенном для передачи информации учителей и родителей, читаем: «Эдик кричит не переставая»; «кричит, задевает взрослых, бьет детей»; «Эдик целый день кричит: «Убью!»; «ругается, заниматься отказывается». И вот наконец появляются долгожданные: «кричал меньше, занимался с другими детьми»; «Эдик начал ходить на индивидуальные занятия к Александру Викторовичу, там он плавает в бассейне; пришлите, пожалуйста, плавки»; «с понедельника Эдик будет заниматься лыжной подготовкой; пришлите, пожалуйста, теплые носки»; «завтра едем в городской бассейн»; «хорошо работал на лепке, танцевал, совсем не кричал»»; «Эдик сегодня чистил картошку, все хорошо»; «завтра идем в поход; приготовьте, пожалуйста, соответствующую одежду»; «завтра идем в театр». Закончился первый в жизни Эдуарда учебный год следующей характеристикой:

«Эдик с большим желанием посещает школу, радуется, когда встречает своих знакомых. Со всеми старается поздороваться за руку, обнять. Дружит почти со всеми детьми, помогает переобуваться тем, кто не может сделать этого сам. Стал усидчивее на различных занятиях. Научился выкалывать шилом по контуру, лучше стал видеть линию, раскрашивает внутри контура. Научился определять основные цвета. Заметно улучшилась речь ребенка, больше стал говорить, некоторые слова пытается произносить полностью».

А затем жизнь, настоящая жизнь, все больше и больше захватывала этого мальчишку: он ездил в магазин и на рынок вместе с другими учениками своего класса и учился делать покупки, он учился посещать кафе и театр, он учился вскапывать грядки и занимался музыкой, он изучал названия дней недели и времена года, он учился писать свое имя и запоминал свой адрес. 

В очередном письме родителям в конце очередного учебного года читаем:

«Эдик повзрослел, стал более самостоятельным. Он очень добрый, отзывчивый человек, готовый любому прийти на помощь. Всегда внимателен к окружающим. 

Научился полностью самостоятельно обслуживать себя.

С удовольствием работает в мастерской на уроках труда: учится правильно пользоваться различными инструментами, выполнять простые ремонтные работы. Способен выполнять многие виды работ на огороде. 

Речь Эдика заметно улучшилась, он начал говорить полными предложениями, но по-прежнему не договаривает слова. Пытается шутить, что говорит о том, что он стал более раскован в общении. Быстро вступает в контакт с незнакомыми людьми. Охотно посещает вместе с классом Центр семьи, кинотеатр, участвует в других выездах класса. Принимал участие в театрализованных постановках класса.

bac6085452593b12deb160cab745fc37.jpg

Ученики подготовили и провели несколько цирковых представлений.

Увлеченно занимается физкультурой: ходит в походы, играет в футбол, катается на велосипеде, зимой ходит на лыжах, посещает плавательный бассейн. Был активным участником международного летнего и зимнего лыжного лагеря в Пскове, а сейчас готовится к участию в следующем международном лагере в Германии по теме «Цирк».

Немало для ученика школы. А что же в это время делали учителя?

Глава за главой

Они тоже напряженно работали. Поскольку отечественных программ по работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития не было, пришлось обратиться за опытом к немецким коллегам. Помимо ежегодных стажировок в Германии в школе «Рурталь», интенсивная работа шла и в Пскове. Бернд Шлебергер не давал никому покоя ни на одних каникулах: изучая немецкие программы, переводя их на русский язык, вся педагогическая команда писала вместе с ним свою авторскую программу, адаптируя немецкий опыт к российской действительности. Тема за темой, глава за главой, преодолевая языковые и культурологические трудности, создавался первый труд педколлектива. Работа получила одобрение российских коллег, Экспертный совет Главного управления общего и профессионального образования Псковской области рекомендовал книгу «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова» в качестве программно-методического материала. Параллельно с этим педагоги включились в работу европейского проекта «Темпус», главной задачей которого и была разработка учебных программ для студентов вузов и для школ, работающих с особыми детьми. Уже в январе 1995 года Псков провел первую Международную научно-практическую конференцию «Социально-личностная абилитация детей и подростков-инвалидов». В последующие годы педагоги центра проведут сами и примут участие не в одной конференции, но та, первая, занимает особое место в становлении работы по оказанию педагогической помощи людям с тяжелыми множественными нарушениями развития не только в Пскове, но и в Российской Федерации в целом.

277e83054c879ba8f44ad2ff792586cf.jpg

Воспитанники центра принимают активное участие в развлекательных мероприятиях.

Помимо своей основной ежедневной работы по обучению детей, педагоги центра принимали на практику студентов педагогического института и проводили для них семинары; организовывали трудовые летние молодежные лагеря на базе центра для российской и немецкой молодежи и лагеря отдыха для учащихся центра; передавали свои знания коллегам.

Самостоятельный юноша. Спортсмен

Наш Эдик съездил в Германию, став участником проекта «Цирк» вместе со своими немецкими и английскими сверстниками. Получил грамоту за отличную работу в международном трудовом лагере по благоустройству центра. Получил не одну грамоту за участие в велопробегах по дорогам Псковской области и за участие в зимних лыжных лагерях. Был награжден дипломом комитета по физической культуре и спорту за 3 место в первенстве области по санкам и лыжному кроссу.

Жизнь била ключом. Но основой всего была самая простая вещь: он каждый день приезжал в свою школу и учился там всему, что ему было очень нужно в жизни. 

3f82b709ad3ff37d4139be725c298060.jpg

За годы работы в центре прошло много праздников.

Наступил май 1999 года. Эдуарду 18 лет. Он – выпускник.

Прочтем отрывки из его выпускной характеристики:

«В этом году Эдик заканчивает обучение в Лечебно-педагогическом центре. Начинается новый этап в его жизни. Эдик достаточно подготовлен к переменам, поскольку за время обучения в центре он получил знания, приобрел навыки, которые ему пригодятся в самостоятельной жизни. Эдик вполне самостоятельный юноша. Аккуратен, чистоплотен, всегда и во всем любит порядок и поддерживает его.

Эдик очень коммуникабельный молодой человек. Без труда находит контакт с людьми, с удовольствием общается с ними. Отзывчив на просьбы. Окружающие люди очень любят его за доброжелательность, внимание и заботу, которые он проявляет по отношению к ним.

906ee7cb1b613805cfb9ec71ccd23f8b.jpg

Центр  лечебной педагогики находится на окраине Пскова, в Корытово.

На занятиях приобрел различные трудовые навыки, навыки работы с землей, различными инструментами. Будет хорошим помощником дома и на даче.

 Эдик умеет организовать свое свободное время, всегда найдет занятие по интересам. Уединению предпочитает общение с друзьями».

В том, каким человеком стал Эдик, большая заслуга ваша, Валентина Степановна.

Валентина Степановна, мама Эдика, которую учителя благодарили за сотрудничество, тоже являлась самым активным участником образовательного процесса. И в нашем случае не только как хорошая мама, но и как сотрудница центра. Ведь благодаря тому, что Эдик стал ходить в школу, она смогла, как и многие родители других учеников, устроиться на работу. У Валентины Степановны новым местом работы стал Лечебно-педагогический центр, в котором она трудится до сих пор.

На роботу в мастерские

Окончание школы – радостное событие! Но было ли оно радостным для Эдика и его семьи? Такой же вопрос мы могли бы задать и другим выпускникам, и шести первым выпускникам Лечебно-педагогического центра 1998 года. А что же теперь? Куда идти дальше? Опять сидеть дома? 

Это была боль родителей, боль педагогов. К счастью, жизнь не стояла на месте. Медленно, очень медленно, но государство и общество начали обращать внимание на людей, которые не могли приносить пользу, выраженную денежно или товарно. Государство стало провозглашать гуманистические лозунги, присоединяясь к цивилизованному мировому сообществу, уважающему достоинство каждого человека, независимо от его способностей и возможностей. 

a8cce3be36a634f56565dd719bebd5a1.jpg

Педагоги с увлечением занимаются обустройством центра.

В 2001 году в Пскове открылись Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов. История их открытия – это тоже отдельная история. И здесь, конечно же, не обошлось без помощи немецких партнеров, которые к этому времени все больше и больше «оккупировали» Псков. Слава богу, это была оккупация добром, любовью, поддержкой, толерантностью, взаимопониманием и человеколюбием.

И наш Эдик, как и все другие выпускники центра, оказавшиеся вдруг опять выброшенными из общества, общения, вернулся к жизни. Он стал сотрудником мастерских. Он, как и полагается любому взрослому человеку, каждое утро ездил на работу, вечерами возвращался домой, отдыхал в свои законные выходные и во время ежегодного отпуска, получал вознаграждение за труд. Он жил нормальной жизнью.

Его бывшая школа тоже не стояла на месте. Она тоже жила нормальной жизнью: каждый год принимала новеньких и выпускала 18-летних, учила каждого познавать себя, обслуживать себя, ориентироваться в этом мире, общаться с окружающими, трудиться и радоваться жизни.

Шашлыки, бюджет и пылесос

Школа расширилась. И речь идет не только о замечательном новом корпусе, который она получила в подарок осенью 2007 года от своих друзей (да, именно от друзей, потому что построен он был исключительно на пожертвования зарубежных, прежде всего немецких, и российских частных лиц и организаций, и сумма этих пожертвований – 10 миллионов рублей!!!). Речь идет и о новом отделении, которое стало частью Центра лечебной педагогики, – отделении учебного проживания. Сама жизнь подбрасывала проблемы, которые надо было решать. Ребенок, который в нашей стране получает статус «инвалид», растет, его родители тоже не молодеют. И, увы, каждая семья переживает момент ухода родителей из жизни детей. Что ждет тогда человека с инвалидностью? Сегодня ответ один: психоневрологический интернат для взрослых. Но никто не хочет такого поворота судьбы для своего ребенка. Значит, надо предлагать другие возможности. И, несмотря на то, что наше государство еще не узаконило другие формы проживания, кроме интерната, их надо моделировать, всем показывать и готовить молодых людей к самостоятельной (в большей или меньшей степени) жизни в сообществе людей. Благодаря партнерству с международной гуманитарной организацией «Андикап Энтернасьональ» был разработан и получена финансовая поддержка нового проекта «Сопровождаемое проживание». Так при ЦЛП появилось новое отделение.

Эдуард Белов тоже в свое время стал студентом этого отделения. Он вместе с другими юношами и девушками в течение четырех месяцев учился жить самостоятельно, по-взрослому, без мамы, без ее опеки (скажем честно, часто – гиперопеки). Вместе с другими студентами он возвращался с работы и учился организовывать свой быт, досуг, общение: считал полученные деньги и составлял «семейный» бюджет, делал покупки в магазине и платил за коммунальные услуги, готовил, стирал, гладил и пылесосил, старался дружить с другими проживающими, учился улаживать конфликты, ходил в кино и боулинг, ел мороженое в кафе и ездил в лес на шашлыки, т.е. вел обычную жизнь взрослого человека в обычной квартире жилого дома на улице Рокоссовского в Пскове. Как выяснилось, жить без постоянной маминой подсказки непросто. Но много интереснее. Социальные педагоги не боятся дать в руки спички, чтобы разжечь газ, или миксер, предоставляют самому сделать выбор, как провести выходной день или что приготовить на ужин. Чувство самоуважения возрастает многократно, когда ты понимаешь, как многое ты можешь сделать сам. 

…А учебный процесс идет своим чередом, по расписанию и учебному плану каждый день, кроме выходных и каникул. Каждый день в 8.30 к дому на улице Яна Райниса, 56 подъезжают три школьных автобуса, и из них выходят ученики Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения (так теперь называется наша школа). Учителя уже ждут их. Светлая, чистая школа тоже ждет их. Хочется верить, что все приезжают в этот дом с радостью и любовью. И пусть так будет всегда. Пусть у этой школы всегда будет много добрых друзей, пусть ее двери всегда будут открыты, пусть здесь всегда живет любовь и уважение к каждому человеку, большому или маленькому, светловолосому или черноглазому, умеющему ходить или нет, крикливому или молчаливому, шустрому или медлительному – к каждому без исключения.

Пусть она продолжает выпускать в большую жизнь своих учеников, и пусть эта жизнь будет к ним добра. 

Справка

Ученики Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения провели 11 международных музыкальных интегративных проектов, во время которых русско-немецкая поп-рок-группа «Рур-рок – мы вместе» дала концерты в Пскове, Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владимире, Петрозаводске.

Подготовили и провели несколько цирковых проектов с заключительным бравурным цирковым представлением.

Проводили совместные занятия по художественному творчеству с учащимися Детской художественной школы г. Пскова и осуществили проект «Искусство» с итоговой городской выставкой работ учащихся.

Провели вместе с учителями и родителями несколько Дней открытых дверей с целью распространения информации о детях с тяжелыми нарушениями развития.

Светлана Андреева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ