Архив:

«Безвыходных положений не бывает» – председатель организации инвалидов Пскова

В рамках программы «Доступная среда», действующей на территории Псковской области, делается многое, но не меньше еще только предстоит сделать. О перспективах и проблемах реализации программы мы поговорили с председателем общественной организации инвалидов Пскова Валентином Ивановым.

Власти и бизнес стараются идти нам навстречу...

- Валентин Владимирович, с какими проблемами приходится сталкиваться в части реализации программы «Доступная среда» в Пскове?

- По ходу жизни возникают вопросы, которые выходят за рамки программы, но мы пытаемся их решить при помощи администрации города и области, где нам стараются всегда идти навстречу.

Например, инвалиды-колясочники и маломобильные граждане получили возможность обучаться вождению и получать права на автомобиль с ручным управлением в Пскове. Раньше приходилось учиться в Москве или Санкт-Петербурге, 3 месяца. Само обучение стоило 50 тысяч рублей, плюс проживание, питание. Этот вопрос был поднят нашими колясочниками. Проблема была озвучена весной прошлого года, а уже осенью наши колясочники сдавали экзамены. Подключилась к процессу и ГИБДД, благодаря  им для обучения вождению инвалидов был оборудован второй автомобиль. Первые пять человек уже получили права. На Северо-Западе, пожалуй, только в Санкт-Петербурге и Пскове есть такая возможность.

b1c6b7fa2247b25dcb71bab2c97d00f1.jpg

- Насколько я знаю, те, кто не водит машину, могут использовать право вызова социального такси два раза в течение года. Но ведь необходимость доехать - в поликлинику, магазин, в аптеку - у людей с ограниченными возможностями возникает гораздо чаще.

- Вы правы. Нами в настоящее время предпринимаются шаги для того, чтобы наладить оказание транспортных услуг такси для инвалидов по сниженным тарифам. В прошлом году мы участвовали в совещании инвалидов Северо-Западного региона и в ходе обмена впечатлениями узнали, что в Калининграде таксомоторная компания дает инвалидам 50-% скидки. В Пскове мы неоднократно собирались для обсуждения подобного проекта, в том числе присутствовали на попечительском совете, возглавляемом Иваном Цецерским, разговаривали с чиновниками областной администрации...

В результате длительных переговоров на наше предложение откликнулся Александр Москвин, возглавляющий Ассоциацию перевозчиков Псковской области. Речь не идет о том, чтобы возить всех и бесконечно много. Такси 057 может обеспечить нам скидку на 30 заказов в месяц. При этом они просят нас содействовать в том, чтобы стоянка рядом с вокзалом была дана им в аренду не на год (как сейчас), а на более льготных условиях - на пять лет. 

Мы отстали от Европы на десятилетия...

- Еще одна острая проблема, которая решается в рамках программы «Доступная среда», - это проблема оборудования пандусов и углубленных поребриков. Как с этим обстоит дело, по вашей оценке?

- Вопрос очень сложный. Но в настоящее время при поддержке замглавы администрации города Светланы Исекеевой он взят под контроль, особенно в связи с переоборудованием центра Пскова. Ведь часто забывают о строительных нормах, делают нашлепки... Люди понимают проблему, но делают формально, ведь чтобы сделать как надо - требуется много времени. В третьей поликлинике пандус сделали, а двери остались прежние, пружинные: как заехать в них на коляске?

4ba4e38e2bb7b74e61c09963fa62517c.jpg

Нас поддержал и замглавы города Александр Копылов: сравнительно недавно было принято решение о том, что в проектах городской застройки и ремонта улиц и дворов могут и должны участвовать инвалиды. Решение такое далось непросто. Строители опасались, что наше участие может затормозить проектирование. Поэтому было решено, что координатором со стороны всех обществ инвалидов будем мы.

Кроме того, обсуждается и проблема нехватки в городе светофоров со звуковым оповещением. Слабовидящим и незрячим горожанам приходится из-за этого переходить дорогу только там, где есть такие светофоры. Городские власти обещали, что теперь при установке новых светофоров будут иметь это в виду. Ряд вопросов касается и глухонемых граждан, например, прорабатывается система СМС-сообщений для вызова ими кареты Скорой помощи и прочих экстренных служб.

- Но до Европы нам очень далеко...

- Недавно один немец проехал всю Европу и был страшно удивлен, когда приехал в наш город, и в здание ПсковГУ его заносили на коляске.

9da58c12452adca70a660ab9e513f88c.jpg

Нам помогают многие. О некоторых я уже говорил. А уникальный для Пскова электроподъемник, который вы видели на входе в наше помещение, нам помогли сделать городские власти и руководитель компании»Рубин». Стоило это удовольствие 330000 рублей.

Проблема отсутствия пандусов также может быть решена на первое время благодаря приобретению колясок, шагающих по ступенькам. Стоят они несколько сот тысяч рублей, но могли бы стать неплохой временной мерой.

У инвалидов не должно возникать синдрома «потери будущего»...

- Валентин Васильевич, средства на реализацию проектов, необходимых для обеспечения доступной среды инвалидам, вы изыскиваете не только у государства и социально ответственного местного предпринимательского сообщества, но и из собственных бизнес-инициатив?

- Не было бы счастья - да несчастье помогло. Начиналось с того, что для лежачего инвалида понадобилось дома сделать поручень. Пока мы просили бы об этом у чиновников - прошло бы много времени. Так появилось ООО «Домашний мастер». Пытаемся найти способы зарабатывания денег, ищем заказы. Делаем 50%-е скидки на ремонт квартир для инвалидов.

- Согласно новому закону о госзакупках, у обществ инвалидов есть преференции в торгах на оказание услуг для муниципальных учреждений. Был ли у вас уже опыт участия в торгах?

- По госзаказам мы нащупываем возможность, хотим встретиться с региональным бизнес-уполномоченным Петром Слепченко, чтобы получить консультационную помощь по этому вопросу. По словам начальника УГХ Захарова, инвалиды имеют преференции в торгах. Но в то же время - чтобы участвовать в торгах, надо иметь оборотные средства, а у нас их нет. Кредиты нам не дают, сдавать помещения нам нельзя. Хотелось бы не просить денег, а самостоятельно их зарабатывать.

- Кроме ремонтно-отделочных услуг, какие еще бизнес-направления вы осваиваете?

- Мы хотим попробовать с осени заниматься народными ремеслами. денег на это нет, но надеемся, что заработаем. Обратились в связи с этим к губернатору: нам необходимо найти помещение площадью 100-150 кв.метров, на 1 этаже, чтобы колясочники могли туда заезжать. Несколько раз мы ходили в КУГИ - смотрели, что могло бы подойти.

Инвалиды должны быть вовлечены в труд, чтобы не возникал синдром «потери будущего». Например, в Калининграде (в Пскове это не прижилось) на крупных предприятиях есть цеха, где 50% работников - инвалиды. Таким предприятиям предоставляются налоговые льготы.

У нас налажены связи за рубежом. С подачи областного комитета по труду и занятости начали участие в российско-прибалтийском проекте по дистанционной работе на ПК. Проект написан, но в итоге по каким-то причинам в программу мы не вошли. Между тем, в рамках этого проекта мы бы могли приобрести столь необходимый нам автомобиль. Ведь у обществ слепых и глухих в советское время была создана комплексная организационная инфраструктура: у них есть помещения, оборудование, транспортные средства. А у нас - только то, что мы смогли приобрести сами. Но мы надеемся, что все наши надежды воплотятся в жизнь...

***

«В Пскове проживает в общей сложности 13000 инвалидов, из них около 1000 состоят в нашем Обществе, но мы думаем обо всех, - подчеркнул напоследок Валентин Иванов. - Мы открыты для всех и вместе готовы решать любые накопившиеся проблемы».

Елена Никитина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ