Архив:

Монетизация ЖКХ - это не отмена льготы, а изменение порядка ее предоставления

Председатель комитета социального обеспечения Курской области Ольга Новикова22 мая на внеочередном заседании депутаты Курской областной Думы в срочном порядке приняли закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Курской области в связи с изменением формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», который сразу же окрестили «монетизаций ЖКХ». И куряне, помятую пресловутую монетизацию льгот, случившуюся несколько лет назад, заволновались.

Вместе с тем курские чиновники и депутаты в один голос утверждают: ничего страшного не произошло, монетизация ЖКХ - это не отмена существующих льгот, а изменение механизма финансирования льготных обязательств государства перед льготником. Тем не менее вопросы остаются. Ответить на них попыталась председатель комитета социального обеспечения Курской области Ольга Новикова.

- Чем обусловлено принятие данного закона?

- Начиная с 2005 года, федеральная власть настойчиво ставит вопрос о переводе мер социальной поддержки по оплате ЖКУ на денежные выплаты. Так, Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2005 года, вообще не предусматривает льготирования, а говорит о возможности предоставления отдельным категориям граждан компенсационных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Более того, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что тот или иной регион может рассчитывать на финансовую поддержку за счет средств фонда в том случае, если в нем приняты нормативные правовые акты, предусматривающие представление установленных федеральными законами и законами субъектов РФ мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Причем переход к такой системе должен произойти не позднее 1 января 2010 года.

Таким образом, введение мер социальной поддержки граждан при оплате ЖКУ путем предоставления социальных выплат дает возможность не только привести нашу деятельность в соответствие с федеральным законодательством, но получить денежные средства из федерального фонда реформирования ЖКХ на капитальный ремонт жилых помещений, переселение людей из аварийного и ветхого жилья. Наличие данного условия, установленного федеральным законодателем, и послужило основной причиной принятия Закона Курской области «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Курской области в связи с изменением формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Закон вступает в силу с 1 января 2010 года и предусматривает обеспечение прав льготополучателей на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в виде предоставления им компенсационных выплат, соответствующий объему оказываемой сегодня социальной поддержки.

- То есть закон не отменяет льготы, а только переводит их в денежные выплаты?

- Безусловно. Это - не отмена существующих льгот, а изменение механизма финансирования льготных обязательств государства перед льготником. Механизм прост - деньги будут выплачиваться самому льготнику, и он рублем будет управлять льготой.

- В каком размере льготники сегодня пользуются этим видом социальной поддержки?

- Установленный федеральными и областными законами размер льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для разных льготных категорий различен. Для одних категорий граждан (педагогические, медицинские, социальные работники, проживающие в сельской местности) льготы предоставляются в размере 100 процентов от размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги. Для участников Великой Отечественной войны, инвалидов, ветеранов труда льгота составляет 50 процентов от стоимости услуг. Для многодетных семей - от 30 процентов. Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы по оплате всех жилищно-коммунальных услуг, для других - только жилого помещения или только коммунальных услуг. Одним категориям граждан льготы предоставляются в пределах установленной нормы площади жилья и норма­тивов потребления коммунальных услуг, а другим - без учета норм и нормативов. Льготы могут предоставляться как самому носителю льгот, так и с учетом членов его семьи. Есть категории граждан, которым льготы по оплате жилого помещения предоставляются с учетом членов семьи, а по оплате коммунальных услуг - только самому носителю льгот. В соответствии с федеральными законами чаще всего льготы предоставляются при проживании в жилищном фонде любой формы собственности. Но для некоторых категорий есть ограничения, когда при проживании льготника, например, в частном жилищном фонде льгота ему не полагается.

- Будут ли учитываться эти различия при начислении вводимых компенсационных выплат? Не проще было бы установить одинаковый для всех категорий размер ежемесячной выплаты.

- Это, конечно, проще с точки зрения несложного механизма реализации, но в данном случае могут быть «проигравшие» льготники, в результате отрицательной разницы между размером денежной выплаты и прежним объемом скидки. Как уже было сказано, меняется только форма, само право человека на льготу остается неизменным и реализуется в том объеме, как это прописано сегодня в законах. Например: если положено сегодня инвалиду предоставлять скидку на коммунальные услуги в размере 50 процентов без учета нормативов потребления этих услуг, а лицу, пострадавшему от политических репрессий, - на всех членов его семьи, так и компенсационные выплаты им будут рассчитаны с учетом этих индивидуальных условий.

- Вы упомянули такую категорию как инвалиды. Но закон говорит лишь о ветеранах труда, лицах, подвергшихся политическим репрессиям, а также работниках образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы, проживающих в сельской местности.

- Несмотря на то что меры социальной поддержки инвалидов, ветеранов войны, лиц, пострадавших от радиационного воздействия, установлены федеральными законами, сегодняшние требования в отношении перевода льгот на денежные выплаты в полной мере относится и к ним. Просто в данном случае федеральный законодатель, не меняя саму льготу, наделил субъекты РФ правом на выбор формы ее предоставления и, как уже было сказано, теперь установил условия, по которым возможна только денежная форма их предоставления.

- Не повлечет ли вступление данного закона в силу необходимости перерегистрации льготников, как это часто бывает, и представления ими большого количества документов?

- Сегодня уже 20 регионов России полностью перешли к предоставлению своим льготникам денежных выплат взамен натуральных льгот. Среди них Краснодарский край, Пензенская, Ивановская, а также наши ближайшие соседи - Белгородская и Воронежская области. Подавляющее большинство субъектов РФ, так же как и наша область, приняли соответствующие правовые акты и готовятся с 2010 года приступить к выплатам. Таким образом, у нас была возможность предварительно рассмотреть различные модели перевода мер социальной поддержки на денежный эквивалент, с точки зрения их социальной справедливости и бюджетных возможностей, с одной стороны, и исключить социальную напряженность при проведении реформы, в том числе, между гражданами «федеральных» и «региональных» льготных категорий - с другой. Несмотря на то что сам порядок предоставления денежных компенсационных выплат еще дорабатывается, уже сегодня можно сказать, что очередей из льготников в органах социальной защиты, которые будут осуществлять эти выплаты, не будет, поскольку основой для выплаты станет почти сформированная на сегодня база данных на льготополучателей со всеми параметрами, необходимыми для назначения индивидуальной выплаты. Основные данные для заполнения базы данных предоставлялись организациями жилищно-коммунальной сферы, осуществляющими сегодня предоставление данных льгот. Это позволит избежать тех негативных моментов, которые возникали в начале реализации норм 122-го Закона, который, как известно, отменил ряд льгот, установив вместо них ежемесячные денежные выплаты.

- Насколько это решение отразится на бюджетных обязательствах области?

- Изменение направления бюджетных потоков - не к жилищным и коммунальным организациям, а к гражданам - усиливает социальную направленность бюджетной политики, поскольку ответственность власти всех уровней перед льготниками возрастает. Бюджет должен выполнять свои обязательства в полном объеме, ведь не осуществить или задержать выплату льгот в адрес конкретного гражданина морально и юридически труднее, чем в адрес предприятия. К косвенным эффектам следует отнести: улучшение финансового положения предприятий жилищно-коммунального комплекса, повышение активности граждан в жилищной сфере. То, что бюджетные средства поступают в распоряжение граждан, исключает возможность как несправедливого распределения льготных средств между жилищно-коммунальными организациями, так и нецелевого их использования самими предприятиями. Вместе с денежными средствами люди получают реальную возможность влиять на исполнителей работ и услуг полноценным рублем - это хороший стимул к повышению социальной активности граждан, в частности, к усилению контроля с их стороны за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг. Ответственность предприятий перед гражданами в этих условиях также повышается.

Источник: kurskcity.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ