Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

У каждого есть Шанс. Единственный в России серпуховский центр «Шанс» занимается реабилитацией детей с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП

Завидев журналистов, маленькие воспитанники центра расплываются в улыбках и машут нам руками. Трудно представить, что еще совсем недавно эти дети были лежачими, не умели держать голову, сидеть, никогда не держали ложку, не выпили самостоятельно глотка воды.

- У нас нашли второй дом дети-инвалиды с тяжелыми недугами: синдромом Дауна, аутизмом и детским церебральным параличом, - рассказала Татьяна Ивановна Березина – директор МОУ психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования ШАНС».

По-новому центр начал работать два года назад. И за это время достиг успехов, о которых директор с удовольствием рассказала журналистам.

- Мы ухаживаем за детьми, проводим массажи, физиотерапию, лечебную физкультуру и развивающие занятия. Конечно, детки требуют много терпения, тепла и улыбок.

Сейчас особых детей, посещающих «Шанс», всего 27, среди них 7 с аутизмом, 6 с синдромом Дауна и 10 с ДЦП.

- Наши успехи поймет только тот, кто видел этих детей раньше. Их сначала пришло четверо: Надя (ей 5 лет) дома только лежала с соской. Сейчас она сидит, улыбается, танцует в коляске. Раньше она не переносила музыку, начинала плакать. Сейчас она радуется музыкальным паузам, она поет! Мы видим, как Оля уже поднимает ручку, показывая, какая она большая! Естественно, мы не можем сказать, что они у нас все пошли, все стали обычными детьми. Мы же понимаем, что нарушение центральной нервной системы – это труд, труд и еще раз труд. Надо просто делать все возможное и как можно раньше. Поэтому наш центр сейчас начал обслуживать детей не с трех лет, а с нуля.

Постоянную работу ведут логопеды-дефектологи: пополняют и развивают словарный запас детей. Педагоги центра со своими подопечными рисуют, занимаются с песком, водой, глиной, учат элементарным понятиям, которые обычному ребенку знакомы интуитивно с рождения: «жарко-холодно», «мягкий-твердый», «скользкий», знакомят с понятиями «транспорт», «число», «фрукты-овощи», «цвет», «форма».

Татьяна Ивановна рассказывает о деталях обучения особых детей, и можно представить, какой это напряженный и самоотверженные труд:

- Мы создаем специальные альбомы, в которые вкладываем фотографии из дома наших малышей: вот его шапочка, игрушка, чашка, столик. Дети рассматривают альбом, знакомые предметы вызывают сильные положительные эмоции, малыши пытаются произносить звуки, с которых начинаются названия этих предметов. Так начинается развитие речи.

Детей с синдромом Дауна за два года специалисты центра приучили к групповой работе и планируют соединить группу вместе с обычной детсадовской логопедической (таких групп в центре «Шанс» четыре).

- Никаких препятствий для посещения особыми детками детсадовских логопедических групп нет. И скоро дети будут приобщены к такой работе.

Труднее вовлечь в групповую работу детей с аутичным спектром, потому что, несмотря на один диагноз, диапазон его огромен, и дети совершенно разные.

С такими детьми работают в уникальной комнате лейкотеки. Два педагога-психолога подбирают каждому ребенку индивидуальную программу и работают над «вписанием» ребенка в социальную среду.

В комнате лейкотеки изобилие всего: «все Монтессори здесь», - пытается объяснить журналистам Татьяна Ивановна. Видя, что нам это говорит очень мало, объясняет.

- Здесь проводится вся работа с жидкостями: переливание воды, наливание, подкрашивание жидкостей. Опыты с песком и водой, равновесие, дыхание, что тонет - что не тонет, работа с размерами: какой шарик в какое отверстие прокатывается. Очень большая творческая лаборатория. Это не воспитатель все показывает, это ребенок сам со всем знакомиться. Все, конечно, в игровой форме с игровыми персонажами и компьютерными играми.

Для детей с ДЦП оборудован класс с вертикализаторами Гросса (устанавливал их в центре «Шанс» сам изобретатель Александр Гросс), специальными стульями-партерами, в которых дети сидят, кушают, занимаются. Оборудование для этой группы (почти на 300 000 рублей) было предоставлено благотворительным центром Гоши Куценко, который помогает детям с ДЦП.

В центре работают и четыре обычные детсадовские логопедические группы. В начале своей работы директор центра провела общее родительское собрание, на котором объяснила родителям, что рядом с их детьми будут находиться и особые дети с тяжелой инвалидностью. Занятия еще не начались, и Татьяна Ивановна предложила всем, кто бы хотел забрать своих детей, избавить от переживаний, сочувствия, это сделать. Только один папа сказал, что подыщет для своего ребенка другое дошкольное учреждение.

- От остальных родителей и детей мы видим только тепло, заботу, любовь. Мы все вместе на детских праздниках, у всех хватает внимания и терпения, любви, чтобы выслушать, как особый ребенок читает стихотворение, аплодировать ребенку, который танцует в коляске.

Большая работа ведется и с родителями особых детей. Два раза в месяц – родительские собрания, на которых идет подробный рассказ о сделанном с обязательным просмотром видеокадров занятий.

А рабочие совещания между специалистами центра еженедельны и обязательны: логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели рассказывают, что у них получилось, а что нет с каждым ребенком, советуются, ищут другой подход. Так рождаются новые уникальные методики.

Особенность центра «Шанс» не только в том, что в одном учреждении помогают адаптации и развитию детей с тремя тяжелыми нарушениями. В центре «Шанс», как в обычном детском садике, особых детей оставляют на ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ!

-Да, мы работаем с семи утра до девятнадцати часов. Дети у нас заняты весь день, кушают, спят, занимаются.

За этими словами скрывается, прежде всего, огромная работа воспитателей центра. Детей с ДЦП они не спускают с рук. «Говорю, девочки, ну есть же коляски, партеры, - возите! А они на руках с ними носятся! Это удивительный коллектив. Я не могу отправить людей в отпуск, они не хотят покидать своих воспитанников».

Прогулки на улице здесь тоже особенные – это путешествия. Сотрудники центра разработали и воплотили своими руками проект «Экологическая тропа». Детки с нарушениями с помощью воспитателей идут по сказочной дорожке, собранной из различных материалов: деревянных поленьев, круглых деревянных спилов, бетона, шишек. На извилистой тропинке их встречают Баба Яга в домике, мишки, зайцы, лошадка, мужичок на телеге, ежик под грибом… Оказалось, что дети с ДЦП по такой не очень-то ровной дорожке идут лучше, чем по ровному асфальту.

На ярких красивых уличных верандах, полных игрушек, раскрасок, кубиков проходят обучающие занятия. Вся территория засажена цветами, есть и «обучающий» огород, на котором свекла, картошка, редиска, укроп. Дети с удовольствием не только наблюдают за растениями, трогают их, но и сами поливают овощи, а потом кушают дары природы.

- У нас ребятишки останутся до школьного возраста, затем их переведут в коррекционную школу. Но посещать нас, заниматься с педагогами будут до 18 лет. В этом году был первый выпускной наших ребят. Столько было слов и эмоций от родителей, родственников и самих детей! Не передать словами!

Серпуховский центр «Шанс» еще и школа приемных родителей, уже 158 человек прошли эту школу.

- Мы не теряем связи, нам присылают фотографии своих приемных детишек. И мы организовали клуб счастливой семьи. Здесь танцуют и поют родители и дети, проводятся деловые игры, ролевые игры. Родители для нас даже сочинили Гимн счастливой семьи.

Сейчас серпуховский центр «Шанс» подал заявку на участие в инновационном социальном проекте «Мы Идем Рядом - МИР», проводимым Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Его цель - оказание содействия семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,  предоставление индивидуальной помощи через информирование, диагностику, консультирование, педагогическую и психологическую поддержку, помощь в адекватной адаптации к условиям среды, социализации и реабилитации, с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни.