Архив:

Доктор Каштан. В конноспортивном клубе «Аллюр» курсы лечебной верховой езды проходят даже полуторагодовалые малыши

Иппотерапия в нашей стране давно перестала быть диковинкой, однако по-прежнему далеко не все родители отваживаются доверить здоровье своего ребенка животному — мол, если уж медицина бессильна… А между тем уникальность лошадиной методики как раз и состоит в том, что это не лечение в привычном смысле слова, а скорее игра. Как «доктора» с гривой могут помочь детям с ограниченными возможностями, узнавал наш корреспондент.

Универсальный метод

В благовещенском конноспортивном клубе «Аллюр» иппотерапию практикуют уже более пяти лет. Сейчас самому маленькому наезднику год и восемь месяцев, самому старшему — 30. Всего еженедельные занятия посещают около 40 человек, в основном это, конечно, дети дошкольного возраста.

— Все началось с того, что однажды к нам пришел папа с ребенком на руках и попросил с ним позаниматься. Я начала занятия, но вскоре поняла, что просто так, без навыков, этого не сделать, — рассказывает инструктор по лечебной верховой езде конноспортивного клуба «Аллюр» Екатерина Горохова. — Тогда я прошла специальные курсы в иркутском благотворительном фонде Тихомировых. Там работают настоящие профессионалы, которые знают об иппотерапии все. Вернувшись в Благовещенск, я начала применять полученные знания, и через три месяца у меня занимались уже больше десяти человек.

Как правило, «пациентами» лошадок становятся дети с ДЦП, задержкой психоречевого развития и аутизмом. В принципе же иппотерапия признана довольно универсальным методом реабилитации и противопоказана лишь при нескольких диагнозах — гемофилии, остеопорозе, заболеваниях почек.

— При записи мы обязательно требуем справку от врача, что ребенку не противопоказана верховая езда, — уточняет Екатерина. — Конечно, при подборе упражнений всегда учитываем специфику заболевания. Например, если у ребенка подвывихи шейных позвонков, проблемы с позвоночником, мы занимаемся крайне осторожно, без резких движений.

Прежде чем посадить малыша на лошадь, инструкторы обязательно на протяжении нескольких недель знакомят его с обитателями конюшни. Только когда ребенок полностью привыкает к животным, его сажают верхом — сначала вместе с мамой, и только потом самостоятельно. Обычно первые занятия длятся не больше 15 минут. Если маленький наездник справляется с нагрузкой, время ежедневной терапии увеличивают до получаса. По словам инструктора, для успешной реабилитации достаточно одного-двух таких занятий в неделю. Правда, стоит это удовольствие недешево: один сеанс иппотерапии обойдется в 600 рублей. Однако благодаря стараниям руководителя клуба «Аллюр» Ирины Шишовой у некоторых детей есть возможность заниматься бесплатно.

— В этом году у нас началась новая трехлетняя программа для детей с ДЦП. Мы выиграли грант, по которому выделены средства на занятия для 20 ребятишек. Существует договоренность с центром «Доброта»: те, кто обратились туда за помощью, смогут совершенно бесплатно посетить за год 40 занятий по иппотерапии, — поясняет Екатерина Горохова.

Ласточка на лошади

С особыми детьми в «Аллюре» занимаются три инструктора и три лошади: Каштан, Изабелла и Дана. Больше всего работы достается спокойному и терпеливому Каштану, ведь он по всем параметрам — идеальный иппотерапевт. Кстати, детей, впервые пришедших в «Аллюр» на лечебные занятия, сажают сначала именно на Кешу (так ласково его называют в клубе).

— Лошадь, которая идет на иппотерапию, должна быть спокойной, не бояться ни криков, ни хлопков, ни резких прикосновений. Ребенок может спокойно переворачиваться на ней, садиться, ложиться или вставать, даже дергать за уши или хвост. Лошадь в любых ситуациях должна оставаться сдержанной и невозмутимой, чтобы занятия были безопасными, — объясняет инструктор. — Каштан у нас именно такой: мягкий, добрый, терпеливый. Его, худого и покусанного, нам привезли из деревни для работы на прокате три года назад. Я сразу обратила внимание на спокойный нрав Кеши и решила задействовать его в иппотерапии. Мы кастрировали его, чтобы он был еще спокойнее, откормили. Теперь он любимец всех детей.

За день на Каштане успевают позаниматься около восьми малышей. В основном это дети с довольно тяжелыми заболеваниями, которым не под силу скакать галопом. Тех же, кто показывает хорошие результаты, пересаживают на более активных лошадок — Изабеллу и Дану. Сама методика занятий тоже напрямую зависит от состояния здоровья маленьких наездников. Так, с некоторыми ребятишками инструктор просто ездит шагом, с другими пробует делать гимнастику на лошади, третьим и вовсе предлагает более сложные упражнения, например, вольтижировку — выполнение различных элементов верхом на лошади (ласточка, переворот, наклон). Также во время конной прогулки инструктор затевает с малышом всевозможные игры: с мячом, кольцами, палочками, мозаикой и пирамидками. Суть этих упражнений в развитии у ребенка мелкой моторики, ведь именно при контакте с лошадью достигается необходимый уровень естественной концентрации и координации движений. У иркутских коллег благовещенские инструкторы по лечебной верховой езде заимствовали такую необычную методику, как иппоарттерапия: сидя на лошади, дети рисуют на планшетах пальчиковыми красками. По словам Екатерины Гороховой, малышам очень нравится это занятие: они с удовольствием выводят на бумаге ярких зверят, цветы, разные фигуры или же просто размазывают однотонную краску по белому листу. Самое главное, что за полчаса такой живописи дети абсолютно забывают о болях и дискомфорте.

— Есть у нас и особенный подход к детям с задержкой развития или речи, — продолжает Катя. — Дело в том, что ребенок быстро привыкает к лошади, начинает ей доверять, а потому и перестает волноваться, становится менее зажатым, его проще вытянуть на разговор. Вот мы и придумали разные ритуалы: садясь на лошадь, нужно поздороваться с инструктором, проезжая мимо другого ребенка, спросить у него что-нибудь. Так постепенно малыш начинает общаться, учится формулировать свои мысли и впечатления. А еще, обнимая лошадь и прижимаясь к ней, дети становятся более эмоциональными и открытыми.

За пять лет занятий иппотерапией Каштан, Иза-белла и Дана уже помогли справиться с болезнью нескольким маленьким амурчанам. Так, после двух лет реабилитации в «Аллюре» с 15-летнего подростка сняли диагноз ДЦП, еще одна девочка, с такой же болезнью, после конной терапии начала заниматься гимнастикой наравне с обычными детьми. Пройдя курс лечебной верховой езды, другой ребенок с мышечной дистрофией пошел в первый класс в общеобразовательную, а не специализированную школу. В общем, для многих родителей иппотерапия стала той спасительной соломинкой, по которой они смогли перевести своих детей в полноценное будущее.

— Моя дочь Саша попала в «Аллюр» через реабилитационный центр «Надежда» три года назад по бесплатной программе. У Саши сенсоневральная тугоухость четвертой степени, она потеряла слух в раннем детстве. Сейчас ей пять лет, на обоих ушках у нее импланты, — рассказывает мама одной из маленьких наездниц Мария Чикачева. — Контакт с лошадью во время езды без седла дал моему ребенку многое, ведь это стимулирует не только слуховые нервы, но и всю нервную систему в целом. Благодаря этим занятиям мой ребенок стал более развит, общителен. Если до занятий Саша была довольно диковата и часто пряталась за маму, сейчас она общается со всеми как любой обычный ребенок, у нее много друзей и подруг. 

Регина Поливан

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ