Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Уроки доброты и терпимости

- Ребята, давайте закроем глазки ладошками. Вы что-нибудь видите? - Нет. - А если закроем ушки, что-нибудь слышно? - Нет. - А если мы представим, что у нас болит ножка, сможем мы ходить, играть? - Нет. - А если ручка болит, мы сможем красивые рисунки рисовать? - Нет...

- Ребята, есть такие люди, у которых зрение плохое, ушки не слышат, ножки болят - у них слабое здоровье. У нас с вами много возможностей - и видеть, и слышать, и ходить, играть, что-то делать своими руками. А эти люди не имеют таких возможностей, они у них ограниченные. Это люди с ограниченными возможностями. Как мы можем им помочь?

- Поможем перейти им дорогу, отнести сумку, коляску повезти (об инвалидах-колясочниках - прим. ред.). Мы к этим людям должны относиться с уважением.

Так началось занятие по толерантности в московском детском саду №1410. Молодой специалист Каштанова Оксана Анатольевна считает, что такие уроки необходимо преподавать детям, начиная с самого младшего возраста. «Уроки доброты, уроки нравственности очень нужны, - говорит она. - В детях важно воспитать доброту, терпимость, особенно к людям, которые болеют или чем-то отличаются от других».

Она также отметила, что понятнее и доступнее для ребенка будут собственные примеры родителей, которые сами проявляют уважение к людям пожилого возраста, к людям с ограниченными возможностями - ко всем и всему, что их окружает. «То есть, прежде всего, важно взрослому человеку развить толерантность в себе, - подчеркнула она. - Ты можешь привить толерантность, как и нравственность, в том случае, если она есть в тебе. Если взрослый относится к другим уважительно, может сопереживать, проявлять милосердие, сострадание к людям, то ребенок это видит - впитывает такое отношение, а затем повторяет за ним».

По ее словам, важно проводить нравственно-этические беседы с детьми, рассказывать о толерантности на примере сказок, литературных произведений. «Литературное слово больше всего на ребенка действует», - заключила она, приводя в пример рассказ «Цветик-семицветик», в котором говорится о том, что «девочка всегда жила для себя, а в конце изменилась - помогла мальчику-инвалиду выздороветь».

Как считают сами дети, помогать тем, кто в их помощи нуждается, нужно обязательно. Пятилетние малыши нарисовали рисунки для своих сверстников, больных онкологическими заболеваниями, находящимся на лечении в Российской детской клинической больнице (РДКБ), с пожеланиями скорейшего выздоровления. Они также собрали вместе с родителями подарки для них: фломастеры, раскраски, карандаши, альбомы, настольные и развивающие игры, игрушки. Дети уверены, что такое внимание к больным сверстникам вызовет у них радость в душе, отчего им станет «немного теплее».

Как отметила Раиса Даниловна Карпусь, заведующая московским детским садом №1410, недавно вышло новое типовое положение - появилась возможность открыть в детских садах смешанные группы или, как они сейчас называются, группы комбинированной направленности. По ее мнению, «детям-инвалидам необходимо вливаться в общество и развиваться вместе со здоровыми детками».

Однако она подчеркнула, что есть определенные сложности включения таких детей в обычные группы - нет ни условий для них, ни методических, ни практических пособий. Р. Карпусь поделилась тем, что для того, чтобы провести занятие по толерантности, педагогам детского сада «самим приходится изготавливать материалы, что-то придумывать - преподносить детям информацию так, как они сами понимают эту проблему, как это идет у них от сердца».

«Люди, терпимые к инвалидам, наверное, терпимы вообще ко всем. У нас же раздражение, порой, насмешку, вызывает любой недостаток. Поэтому надо над этим работать - вырабатывать терпимость не только к инвалидам, но и к любым другим людям», - заключила она.

По данным Департамента социальной защиты населения г. Москвы, каждый десятый житель столицы имеет ограниченные возможности, поэтому проблема социальной адаптации инвалидов является одной из самых актуальных не только для регионов, но и для столичного образования.

Как утверждают психологи, решить эту проблему можно, если с первых дней жизни здоровые и особые детишки будут расти и развиваться вместе. Научить ребенка любить и сопереживать только по книгам - невозможно.

Здесь хочется вспомнить Д. Лихачева, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» утверждал, что «человек должен жить в сфере добра». «Эта сфера добра в значительной степени создается им самим, - поясняет академик. - Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро». Он также утверждает, и нельзя с этим не согласиться, что «добро неотделимо от нравственности, а нравственность - от милосердия и сострадания».

И если мы хотим привить нашим детям эти качества, то нужно начинать с себя - начинать исправлять себя, свое сердце. Движение по пути Добра всегда приносит благо человеку, делает его счастливее. Будьте счастливы!

Источник: epochtimes.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ