Архив:

Не ограниченные возможности: как работает социальный бизнес в сфере инватуризма

Расширенные потребности — именно такую формулировку, говоря об инвалидах, использует Татьяна Уртаева, глава агентства «Амадэль тур» Недавно Татьяна Уртаева услышала такой диалог двух людей в инвалидных колясках: «Удивляюсь я тем, кто без гемодиализа (аппарат «искусственная почка». — Forbes Woman.) жить не может, а в путешествия пускается. Еще и по заграницам… Вот безбашенные!» — «Думаешь, про нас не говорят то же самое?»

Возможно, кто-то в России и говорит то же самое про инвалидов, отправляющихся в Грецию на море. Но еще вероятнее, безбашенной считают саму Татьяну ее коллеги по отрасли. Ведь она избрала «инватуризм» в качестве основного направления бизнеса и уже восемь лет упорно его развивает.

«Американские колясочники отдыхают активно, ездят на экскурсии по всему миру. А вот россияне представляют отдых только на море! И в этом основная сложность, — объясняет Татьяна. — Адаптированные номера можно найти везде, а вот чтобы пляж был оборудован с учетом «расширенных потребностей» — большая редкость. По деревянному настилу в отелях, позиционирующих себя как «полностью приспособленные», инвалид может разве что подъехать к морю и остановиться за полтора-два метра от него. А дальше он должен сползать из коляски и ползти в воду на руках… Представляете? Sirens Resort выгодно отличается от многих: пляж тут действительно полностью оборудован, и россияне это оценили».

Особенные путешествия

За восемь лет с помощью «Амадэль тур» в Грецию, Турцию, Кипр, Испанию, Италию, Израиль, Германию съездили около 500 инвалидов-колясочников и людей, которые не могут обходиться без гемодиализа. «Вначале нам повезло. В 2007 году один благотворительный фонд, которому понравилась идея отдыха подопечных в Греции, получил грант от правительства Москвы, — вспоминает Уртаева. — Это позволило нам бесплатно отправить группу из 100 инвалидов в Грецию и Турцию. С тех пор ни власти, ни фонды таких массовых путешествий не финансировали».

Зато одним из ста первых инватуристов оказался Игорь Гаков, который впоследствии создал сайт «Открытая планета», где инвалиды описывают свои путешествия по миру. Гаков стал партнером «Амадэль тур», серьезно помогая с привлечением клиентов: «сарафанное радио» — лучшая реклама.

Никаких дополнительных денежных вливаний в бизнес не потребовалось. У агентства было несколько стабильно работающих направлений (большая часть которых «отвалилась» из-за невозможности конкурировать с монстрами туристического рынка). Так что до кризиса 2008 года инватуризм вытягивали на собственных средствах, а некоторых инвалидов даже отправляли на отдых за свой счет. Как человек верующий, одну десятую часть прибыли Татьяна обязательно тратит на благое дело.

В 2011 году социальный предприниматель Уртаева выиграла беспроцентный заем от фонда «Наше будущее» на сумму 1,3 млн рублей на пятилетний срок. Деньги ушли на оплату аренды (около 500 000 рублей в год), так называемой «фингарантии туроператора» (100 000 рублей в год), покрытие обязательного взноса в объединение «Турпомощь» (100 000 рублей в год) и на депозиты в отелях, что до сих пор позволяет удерживать сравнительно невысокие цены на путевки.

«В среднем две недели на двоих в приспособленном отеле обходятся в €1500. Все наши клиенты — работающие, они самостоятельно оплачивают 100% стоимости путевки, — говорит Татьяна. — Среди них есть даже бизнесмены. Это активные люди с завидной жаждой жизни, успешно преодолевающие ограниченность своих возможностей».

Помимо «Амадэль тур», специализированные путешествия для инвалидов предлагает только питерская компания «Либерти». Бизнес приносит мало прибыли, признается Уртаева:

«Социальные предприниматели, производящие товары, без которых инвалид не может обойтись, находятся в более выгодном положении. А продавать им отдых за границей — это значит продавать роскошь, которую далеко не все могут себе позволить».

Ведь кроме бытовых проволочек существует еще фактор недоверия со стороны самих людей с ограниченными возможностями. В отличие от западных инвалидов-колясочников, они, во-первых, еще недостаточно социализированы и воспринимают поездку за границу как грандиозное событие и стресс. А во-вторых, зачастую уверены, что путевки туроператор должен им подарить. А раз он этого не делает, значит, «наживается на социально незащищенной категории граждан».

Сейчас оборот «Амадэль тур» не превышает 35 млн рублей в год. «Прибыльным инватуризм станет, только когда социализация инвалидов будет делом всенародным, когда их отдых будет дотироваться государством или спонсироваться благотворителями», — уверена Уртаева. А пока все держится на ее заинтересованности, связях и деньгах, заработанных на других категориях туристов, — помимо инвалидов-колясочников в компании около 500 постоянных клиентов.

Полина Санаева

Источник: Forbes