Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Как взрослых учат понимать язык особенных детей

Жанна Антонова работает в казанском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» уже 12 лет, почти с самого его открытия. То, что она и ее коллеги делают каждый день, можно смело назвать волшебством. 

И не случайно в этом году Жанна Владимировна стала победительницей республиканского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания Республики Татарстан». 

- Различных методик много, но нет таких, которые бы подошли абсолютно для всех. Каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Есть специальные программы для детей с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП и другими проблемами. Диагнозы разные, и все эти дети имеют разные возможности для общения, выражения своих желаний, потребностей, чувств, эмоций. Вся работа нацелена на то, чтобы ребенок мог выбирать, дать знать о том, что он хочет, выражать себя, рассказывать, что он видит, общаться, то есть то, что мы делаем каждый день. Он, как может, показывает, что хочет поиграть, попить или сходить в туалет. А его взрослые не поняли. Попробовал еще раз - снова не поняли. В результате чаще всего начинается плач, крик, истерика, а иногда и агрессия. И как правило, это не оттого, что ребенок капризный, агрессивный. Просто другими доступными ему средствами у него не получается достучаться до окружающих, - рассказала Жанна Владимировна. - Очень сложно быть непонятым или иметь минимум возможностей для передачи информации нам, взрослым. Чтобы понять, что чувствует ребенок без речи или имеющий минимум слов в своем словаре, попробуйте провести один эксперимент: завяжите себе руки, ноги, зажмите рот (как это бывает у детей с ДЦП). Вы сами поймете, что в таком положении очень трудно общаться, донести какую-то мысль, просьбу, рассказать о чем-то и быть понятым другим человеком.

- Тогда как наладить диалог с особенным ребенком?

- Есть разные средства, но первое и очень важное - необходимо наблюдать за ребенком, тесно общаться с мамой, чтобы узнать, что любит малыш, что его увлекает, как он реагирует на ситуации. Конечно, все дети очень любят играть - это то, с чего начинается общение, контакт специалиста и ребенка. А в дальнейшем для общения, коммуникации помогают специальные карточки с картинками, кнопки, сенсорные панели, язык жестов… Всему этому мы учим и детей, и их мам. Причем родители нуждаются в помощи специалистов даже больше, чем дети. У нас занятие с ребенком длится 30 - 40 минут, а мама находится с ним 24 часа в сутки. И наша задача - помочь маме лучше понимать своего ребенка в течение дня, показать ей, что ребенок не всегда может общаться только с помощью речи.

- Здесь помимо знаний, навыков необходимо и бесконечное терпение. Результат вашей работы виден не сразу, и наверное, бывают моменты, когда руки опускаются?

- Быстрый результат - это, конечно, здорово. Но мы понимаем, что не всегда бывает моментальный эффект от занятий. Это специфика нашей работы. Для достижения конкретного результата и закрепления навыков у ребенка необходимо время. Может понадобится неделя, месяц, полгода систематических занятий, чтобы появился и закрепился результат, чтобы ребенок произнес первый звук, первый раз осознанно показал на нужную картинку, самостоятельно поднес ложку ко рту, поднялся на ноги… Но когда такое случается - это настоящее счастье для всех! Это радость! Долгожданный результат - это десятикратная победа. Такие моменты воодушевляют и дают силы продолжать работу.

Кажется, ну что тут сложного: произнести звук, удержать в руке ложку, сделать шаг, нажать на кнопку. А для ребенка это настоящая работа, и когда получается, это победа для всех. И мы понимаем, что у всех детей все получается по-разному - в разных временных рамках, у каждого свой путь, свой темп и ритм развития. 

- С каждым ребенком у вас работает целая команда профессионалов?

- Да, и это еще один из важнейших факторов для достижения успешных результатов в работе с детьми с особыми потребностями. С ребенком работает команда специалистов, в которую входят психолог, логопед, педиатр, инструктор ЛФК, также подключается музыкальный терапевт. Именно такая командная работа приводит к реальным, качественным результатам. 

И еще могу сказать, что наша работа не была бы так эффективна, если бы мы постоянно не учились. Мы принимаем участие во многих региональных, всероссийских, международных семинарах, конференциях, которые проходят в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Приглашаем специалистов на научно-практические конференции в «Апрель». Общение с коллегами, обмен опытом для нас очень важны, это то, что также помогает в работе с детьми-инвалидами и их семьями. Все передовые технологии, методики, программы, с которыми мы знакомимся на этих семинарах, конференциях, встречах, применяем в нашем центре. В этом залог успеха. 

Ольга Иванычева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ