Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«А вы сходите на станцию и проверьте». Что нужно колясочнику, чтобы получить сопровождение в московском метро

В московском метро более полугода действует центр помощи маломобильным гражданам. Попытались оформить заявку на перевозку колясочника, чтобы протестировать работу службы, и столкнулась с непредвиденными трудностями, которые не преодолеть даже с помощью сотрудников центра.

Москва — город далеко не идеальный для проживания людей с ограниченными возможностями. «Многие предпочитают просто не выходить из дома. Если бы стены могли говорить, поверьте, они бы кричали», — сказала мне координатор волонтерской программы фонда «Вера» Настя Чепелянская, когда мы обсуждали проблему перемещения инвалидов по Москве.

Однако в конце прошлого года Московский метрополитен объявил о запуске пилотной версии нового проекта — центра обеспечения мобильности пассажиров. Сотрудники центра помогают мамам с детьми, пожилым людям и пассажирам с ограниченными возможностями проходить через турникеты, преодолевать лестницы и ориентироваться в давке в час пик, а по предварительной заявке даже сопровождают пассажиров на протяжении всей поездки. Эта помощь бесплатна и предоставляется с 8.30 до 19.30 на всех станциях, говорится на сайте метро. В соцсетях я видела несколько восторженных отзывов о вежливых молодых сотрудниках центра в ярко-желтых жилетах, и захотелось посмотреть на работу новой службы своими глазами.

С преподавателем коррекционно-обучающего центра «Наш дом» Татьяной Рединой мы договорились встретиться в пятницу утром у метро «Беляево». Татьяна — колясочница и в метро не спускается, предпочитает пользоваться автомобилем. Позвонив в центр, чтобы оставить заявку, я узнала, что на этой станции нам помочь не смогут.

«К сожалению, мы вам помочь не сможем. Мы не возим колясочников на станциях, не оборудованных лифтами, по технике безопасности. Не положено», — сообщила мне оператор.

Как оказалось, лифтом не оснащена ни одна станция на рыжей ветке — «честно говоря, на этой ветке все станции старые и лифтов не предусмотрено», — так же как и на соседних с ней красной и серой линиях метро. Какие станции оборудованы лифтом, собеседница не знала. Самостоятельно покопавшись на сайте метрополитена, я нашла список из 23 станций, оснащенных лифтом (всего в московском метро около 200 станций).

Затем выяснилось, что, даже если на станции есть такая роскошь, как лифт, это еще ничего не значит. Нужно, чтобы помимо отправной точки была оборудована станция назначения. «Также мы не можем делать пересадки на эскалаторе. Только где переход с лестницей. Такова техника безопасности», — робко добавила девушка.

Ладно, в центр съездить не судьба. Поедем в область, решила я. Ближайшим доступным вариантом остался маршрут от «Битцевского парка» до «Бунинской аллеи» — обе станции на сайте отметили как оснащенные лифтом. Снова звоню оформлять заявку.

— Сожалею, но «Битцевский парк» — новая станция, лифт там еще не запущен. Мы вынуждены вам отказать.

— Ну давайте поедем с «Лесопарковой», — решила я. — Есть ли у вас лифт на «Лесопарковой»?

— Есть. 

— Прекрасно. Можно оформить заявку на сопровождение колясочника?

— Мы не можем оформить заявку, пока не узнаем, точно ли лифт работает. Они могут быть на ремонте или на профилактике.

На вопрос, каким образом выяснить, работает ли лифт, оператор центра посоветовала «прийти на станцию и проверить».

В контексте обсуждения это прозвучало довольно цинично, хотя, надо признать, сказано было в крайне вежливой форме. Немного поскандалив, я убедила оператора выяснить этот вопрос самостоятельно. Через пять минут из центра перезвонили: «К сожалению, на «Лесопарковой» лифт тоже еще не запущен!»

Еще через полчаса удалось выяснить, что из семи станций на Бутовской линии, отмеченных в списке 23 станций с лифтами, оборудование работает только на четырех — на «Улице Скобелевской», «Бульваре Адмирала Ушакова», «Улице Горчакова» и «Бунинской аллее». Также лифты пока не запущены на «Лермонтовском проспекте» и «Жулебино».

Выходит, что на деле на юге Москвы помощью службы сопровождения колясочник может воспользоваться на отрезке из четырех станций метро на Бутовской ветке и проехать две станции по Люблинско-Дмитровской линии — от «Зябликово» до «Борисово». За пределы этих станций выезжать можно только самостоятельно на свой страх и риск.

В конце концов нам так и не удалось протестировать услуги центра — после трех часов телефонных разговоров поездка так и не состоялась.

Не исключено, что сам проект замечательный. Сотрудники центра внимательно относятся к каждой просьбе и всеми силами пытаются помочь. Жаль только, что для того, чтобы действительно облегчить передвижение людям с ограниченными возможностями, необходимо менять всю систему подземного транспорта.

Сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров сопровождают беременных, пожилых и инвалидов

Через полгода работы Центра обеспечения мобильности пассажиров его стали активно обсуждать в интернете — не только рекламировать, но и предупреждать об ограничениях. 

Сотрудники центра в ярких желтых форменных жилетах сопровождают в метро пожилых, инвалидов, беременных с багажом, мам с колясками. Иногда они сами предлагают свои услуги: сотрудники центра дежурят на 87 станциях метро с 10 до 17 часов. Но если вы хотите, чтобы вам точно помогли, вы можете оформить заявку на сопровождение по телефону 8 (495) 622-73-41 или в интернете

Заявку нужно подать не позднее чем за три часа до поездки, обязательно получить подтверждение по телефону, а сама поездка должна состояться исключительно с 8:30 до 19:30 (зато без выходных). 

Правда, если речь идет об инвалиде, передвигающемся на коляске, то сопровождение доступно только на станциях, оборудованных лифтами, сказали «Милосердию.ру» в центре обеспечения мобильности. Таких в метрополитене пока немного

Всего в московском метро почти 200 станций. Из них 170 оборудованы лифтами быть не могут.

Подумав, сотрудник центра добавила, что колясочнику помогут и на лестницах, оборудованных «электронным пандусом». Станций, где эскалаторов нет, а есть лестницы, в метрополитене 57— пандусов-подъемников на них пока нет. Собственно, кое-где, где есть лифты, но они доставят вас не на уровень поездов, есть еще и подъемники. 

По обычным лестницам колясочника на коляске сотрудники не потащат: вдруг выпадет из коляски, ответственность будет лежать на них, пояснили в центре обеспечения мобильности. По эскалатору тоже: правила техники безопасности напрямую запрещают это сотрудникам метрополитена. 

Но, как объяснил «Милосердию.ру» руководитель центра обеспечения мобильности Евгений Попов, если человек может хоть как-то встать с коляски и сделать шаг на эскалатор или на лестницу с поддержкой, то двое сотрудников будут везти на эскалаторе или лестнице коляску, а еще двое — поддерживать самого инвалида. «Хоть полчаса будем тратить на каждый лестничный марш, ничего. А коляску перенесем отдельно, без пассажира», — сказал Евгений Попов.

Правда, даже наличие лифта на станции еще ничего не гарантирует. Например, на станции «Марьина роща» есть лифт. Он поможет попасть к кассе (правда, чтобы он поехал вниз, нужно уже иметь билет на поездку в метро и приложить его к считывателю). А вот преодолев турникет, колясочник окажется перед очень длинным эскалатором.

На станции можно обратиться к дежурному сотруднику полиции с просьбой помочь добраться к поезду или к выходу. Как правило, нескольким полицейским удается помочь инвалиду. 

Общественный деятель Сергей Журавский, председатель Общероссийского общественного движения «Реформы — Новый Курс», участвовал в формировании работы центра обеспечения мобильности пассажиров и рекомендует сообщать обо всех накладках руководству метрополитена. Сделать это можно и через ту же форму в интернете, где подаются заявки, и через специальную анкету для обратной связи с маломобильными пассажирами.

Елизавета Антонова, Александра Сопова

Источник: Газета.ru