Архив:

В людях

Кто из новороссийцев не знает братьев-близнецов Ивана и Виктора Павловых? С малых лет мальчики-инвалиды были лишены родительской ласки и внимания. Им помогали взрослеть и становиться полноправными гражданами общества многие жители города. О том, как можно стать своими среди чужих и не пропасть в жизни, наш рассказ.

Маму не выбирают

Иван родился раньше Виктора всего на 15 минут. Об этом им рассказывала мама, когда они жили в Новороссийске все вместе, одной семьей. Из-за пагубной привычки выпивать, в конце концов погубившей родителей, семья распалась, было утеряно жилье. Дети жили между небом и землей, без прописки, без паспортов. 

Когда корреспондент встретилась в редакции со спокойными, улыбчивыми парнями, они вспоминали о трудном детстве с легкой грустью, жалея маму, родившую их. Признались, что молятся за нее, отлетевшую на небеса. Мне запомнилось, как Виктор очень тихо сказал: «У мамы не было опоры, отец пил и бил. И нам доставалось». А у Ивана запечатлелось в памяти, как он, мальчишка, прятал деньги, чтобы родители не потратили их на бутылку. За этот поступок Ваня едва не поплатился жизнью: однажды кто-то из пьяной компании погнался за ним с топором, он вовремя увернулся, в мороз выскочил в чем был во двор и спрятался у соседей.

– Когда в 2000 году мамы не стало, надо было на что-то похоронить. Я пошел по людям и всем говорил: «У меня умерла мама». И люди не отворачивались. Если бы не помощь депутата Людмилы Арсентьевны Косторновой, а также ныне покойной руководительницы телерадиокомпании «Новая Россия» Любови Васильевны Романовой, не знаю, что бы мы с Витей делали! Они дали денег, нашли нужных людей, чтобы помогли похоронить маму достойно. 

– Братцы, а кто же вас сберегал столько лет от голода и холода? Где вы жили? – поинтересовалась я и узнала трогательные житейские истории, которые случаются в жизни, а не только в кино.

Парни по очереди вспоминали, как воспитывались чужими людьми в разных семьях. Иван называет своей второй мамой жительницу Гостагаевской Надежду Тулякову. Она приезжала поторговать на рынок в Новороссийск и приметила там шустрого мальчонку, которому торговцы доверяли всякую несложную работу: перебрать овощи, поднести товар, подмести торговую площадь. 

А Виктор чуть раньше прибился к цветочнице Гульнаре Курнибиевой, приезжавшей на цветочный рынок из Нижнебаканского. Женщина, узнав о нелегкой судьбе мальчика, окружила его вниманием, а сын Эсмет стал лучшим другом Вити Павлова.  

Таким образом, рынок для наших братьев стал территорией общения, ежедневного выхода в люди и счастливых встреч. Мальчишки со временем поднаторели в торговле, так азартно рекламировали товар, что редкий покупатель отходил от них без букета, без помидоров или огурцов. 

В поте лица

– Мы и сейчас все в работе, – засуетился во время нашего разговора Виктор, поглядывая на часы и провожая Ваню поливать клумбы. Один братец ушел, а другой продолжил. –  Встаю в шесть утра, включаю телик, завтракаю и спешу в баню. 

– Это для чего? С утра пораньше помыться, что ли?

– Смеетесь? У меня и дома есть душ. А в бане с восьми утра до пяти вечера работаю гладильщиком белья. С помощью спецмашины выглаживаю в день по 50 килограммов простыней, пододеяльников, салфеток, скатертей. К семи вечера спешу к гортеатру продать цветы, если есть представление. А к девяти едем с Ваней на Мефодиевку поливать клумбы. Мой брат еще и в бойлерной своего общежития работает. Конечно, очень устаем. Но, сами понимаете, на пенсию инвалида детства прожить трудно, – расписал по часам свой долгий трудовой день Виктор.

– Так расскажи, что за цветы растите на Мефодиевке? У вас цветочный бизнес? Я вижу, ты частенько продаешь красивые букеты у входа в гортеатр.

– Какой там  бизнес! Если бы у меня была возможность выучиться, я бы в бизнес пошел, есть у меня деловая жилка. Но не судьба. Мы с братом подрядились поливальщиками муниципальных клумб, нам эту работу подсказал глава Восточного района Александр Владимирович Служалый. Спасибо и ему за внимание. А красивые розы я покупаю за свои деньги на рынке у своих знакомых, сам вяжу букеты, немножко нацениваю и предлагаю зрителям приобрести их у меня для артистов. Бывают, знаете ли, щедрые люди, разоряются и на несколько букетов. А бывает, что потрачусь на цветы, а их и не раскупят, тогда дарю то артистам, то нужным людям.

На сцену – так на сцену!

– А кто для тебя нужный человек?

– Да это я так, загнул, конечно. Просто доброму человеку не жалко внимания. Например, Виталию Черменовичу Габараеву, он разных артистов в Новороссийск привозит.  Доставляет мне такую радость, когда разрешает пройти в зрительный зал без билета и послушать музыку! Сам-то я ни в жизни ничего не спою, медведь на ухо наступил. Но роли играть умел. Мы с братом юморили одно время в командах КВН, участвовали в разных сценках. Главный КВНщик Дмитрий Ходырев оценил нас.

– Вас с братом частенько можно увидеть то в цирке, то в театре, то на «Морском узле» билеты как-то продавали. Вы так создаете себе настроение?

– Да, мы с Ваней увлекаемся всякими культурными мероприятиями. Особенно любим смотреть, как играют артисты народного театра имени Амербекяна. Не пропустили ни одного их спектакля. Вообще любим праздники, помогаем в их подготовке. Потому нас знают в управлении культуры. Если лишний билетик подарят на представление, мы уже и счастливы.

Ильич помог

– Жилье у  вас есть, работа есть. Паспорта есть?

– Конечно, давно оформили. Глава города помог. Если бы не Владимир Ильич, трудно бы нам пришлось и с пропиской, и с получением паспортов, а его заместители помогли собрать необходимые документы. Мы с Ваней потом и инвалидность официально оформили, и в жилищную очередь стали. Может, когда-то и дождемся своего жилья, создадим семью, – мечтательно взглянул на меня собеседник и признался, что он и Ваня любят деток, те тоже к ним тянутся. Но пока своих нет, уделяют внимание детям, внукам, племянникам своих добрых  знакомых.

На добро отвечают добром

– Вить, а о чем тебе не хочется вспоминать?

– О страшном наводнении в Крымске. Я поехал туда к знакомым на свадьбу и чуть не потонул вместе с Луизой и Кибаром Ризмановыми. Это родные моего друга Пулата Ризманова из Нижнебаканского. Я помогал выгребать грязь из их жилища. Вообще у нас с Ваней много друзей.  И русские, и татары, и турки. Какая разница, кто мы по национальности? Бог один, он помогает. А Ване, наверное, не хочется вспоминать тюрьму, он туда с передачками к старшему брату ездит. А я пока не езжу, не могу простить Диме его неправильной жизни.

– Братья Павловы – своеобразная визитная карточка города. Ты с этим согласен?

– Оригинально сказали! Ну да, мы дети большого города, всю жизнь в людях. Спасибо всем, кто не на словах, а на деле помогает инвалидам, – поспешил распрощаться со мной и Виктор. 

В тот вечер его опять ждала цветочная работа – сначала у гортеатра, где давали спектакль гастролеры, а потом – на клумбах.

Ольга Овчаренко

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ