Архив:

Инвалиды в минском метро: 47 минут и один скандал, чтобы попасть на станцию

Мы побывали в метро на презентации нового гусеничного подъемника для людей с особыми потребностями, а через пару дней попытались сами опробовать его в деле. Людмила Калмыкова инвалид детства. Когда сотрудники метрополитена попросили ее протестировать новый подъемник, согласилась охотно. Все недостатки белорусской безбарьерной среды женщина испытывает на себе не один год.

- Людям с ограниченными возможностями в Минске сложно. Говорить о том, что создана безбарьерная среда, рано. Но сказать, что ничего не делается, тоже не могу. Власти идут навстречу, например, больше закупают автобусов с платформами, чтобы и колясочникам, и мамам с малышами было легче. Водителей просят подъезжать ближе к остановкам. В подъездах пандус установить легче, подъемники для инвалидов кое-где есть, - говорит со знанием дела Людмила Тимофеевна, она глава минской организации ОО «Белорусское общество инвалидов».

Принцип новенького итальянского подъемника прост: инвалидную коляску устанавливают на него, а он при помощи гусеничной ленты «шагает» по ступенькам.

Итак, мы на улице, у ступенек, которые ведут в переход. Коляска на подъемнике, ремни безопасности пристегнуты. Маршрут: от станции метро «Автозаводская» до «Партизанской».

- Поехали, я в вашем распоряжении, - решительно отвечает Людмила Тимофеевна.

9efc1c3976f482be358329785077301f.jpg

Подъемник приводят в рабочее положение - и женщина оказывается не в самом элегантном положении: полулежа, ногами вверх, головой вниз…

- Ох, я представляю, как женщины в мини-юбках будут себя чувствовать!

- Да, положение не из самых удобных, но когда подъемник становится на ступеньки, будет комфортнее, - уверяет Андрей Сиротко, сотрудник метрополитена.

0a848761e08e5194e53b42f7ae7cf059.jpg

По ступенькам подъемник шагает аккуратно, в переход спускается за 10 минут. Дальше - спуск на станцию. После этого коляску снимают с подъемника, и Людмила Тимофеевна заезжает в вагон метро. На другой станции ее встречают с таким же подъемником, помогают подняться на улицу. На путешествие от станции до станции - 40 минут.

a2833c352ec8d2facd04d606cf89b9e3.jpg

- На выходах из переходов станций, где есть подъемники, висят таблички с номерами телефонов. Звонок диспетчеру - и через несколько минут к человеку с ограниченными возможностями выйдут с подъемником и помогут в передвижении, - рассказал главный инженер Минского метрополитена Игорь Казакевич.

Нас заверили, что работе с устройствами сотрудников службы безопасности обучили.

Поднимаемся на улицу. У входа на станцию таблички действительно висят. Просим Людмилу Тимофеевну прочесть надпись.

- Нет, не видно, - говорит женщина. - Разместили очень далеко. Инвалиды подъехать ближе не могут, там ступенька. Нужно повесить ближе…

76940e48a4daa1e4bbc6cf11308e63aa.jpg

У входа на станцию таблички действительно висят. Просим Людмилу Тимофеевну прочесть надпись.

- Нет, не видно, - говорит женщина.

В метрополитене замечания учли, шрифт на табличке пообещали исправить.

Вывод участника эксперимента:

- Не могу сказать, что это удобно. Мужчины, может, воспримут все более спокойно, но женщины вряд ли будут в восторге. Но если лифт на станции установить невозможно, это выход из положения. В любом случае, удобнее, чем горизонтальный подъемник (платформа, которая крепится на пандусе. - Авт.) в «Грушевке». Кто-то, возможно, скажет, что мне все не нравится. Но мне есть, с чем сравнивать. В Берлине я чувствовала себя действительно свободным человеком. В Минске все иначе… Кстати, интересно, сколько времени пройдет с момента вызова дежурного?.. - спросила задумчиво Людмила Тимофеевна.

Ответить на этот вопрос мы решили сами.

Эксперимент журналистов: 47 минут, три лестничных пролета и скандал

Принять участие в нашем испытании согласился Андрей. Инвалидом мужчина стал 12 лет назад: выпал из окна второго этажа, когда делал ремонт. С тех пор учится жить заново.

dd579733e59e146eddef917f7d984ba2.jpg

Встретиться мы договорились на станции «Партизанская», где мы были с Людмилой Тимофеевной. Хотели проделать путь с платформы на улицу и уточнить время, за которое человек в коляске получит доступ к подъемнику.

Увы, с самого начала эксперимент оказался на грани срыва.Мы приехали в метро и успели увидеть, как Андрея вместе с коляской несут сотрудники службы охраны станции. Просто на руках! Гусеничный «транспорт» ему даже не предложили…

b0c8da49b61e48516a967d11e69ccfe8.jpg

Мы встретились уже в переходе. От эксперимента решили не отказываться, но слегка его изменить:

- Какой эксперимент «от станции до станции», ребята? - вздыхает Андрей.- Давайте попросим хотя бы поднять меня отсюда, из перехода, на улицу!

Соглашаемся. Ищем табличку с телефоном диспетчера - не находим. Я поднимаюсь наверх, иду к выходу, где мы были с Людмилой Тимофеевной, переписываю телефон. Вернувшись, звоню.

- Алло, здравствуйте, куда я попала? - спрашиваю вежливым голосом.

- Куда надо, туда и попали, - слышу мужской голос, и как-то теряю дар речи.

- И все же, куда я дозвонилась?..

- Послушайте, если позвонили, значит, попали, куда надо. Говорите, что хотели.

- Рядом со мной инвалид-колясочник, я знаю, что на станции есть гусеничный подъемник, мы бы хотели им воспользоваться, - сдерживаю возмущение и выдавливаю вежливые фразы.

- Ну… Сейчас позвоню, пусть решают. Ждите. Кто-нибудь подойдет, раз уже приехали, - не меняет тона мужчина.

Ждем, хотя уже сами не рады. Через минут пять к нам вышли те же сотрудники охраны, которые поднимали Андрея к переходу.

- Ну что теперь?- спрашивают мужчины. - Куда поднимать?

- На руках поднимать не нужно. У вас есть специальный подъемник. Мы бы хотели им воспользоваться, - спокойно объясняем свои намерения, представляемся.

- Мы не знаем, как им пользоваться. И движется он медленно. Представляете, сколько времени уйдет? Надо было заранее предупреждать, лучше за пару дней...

- Почему я должен кого-то предупреждать! - не выдерживает Андрей. - Я свободный человек, и могу ездить куда хочу и когда хочу.

Сотрудники охраны стали куда-то звонить. Через пару минут к нам подошли сотрудники метро. Сходу заявили, что мы, журналисты, находимся здесь незаконно, снимать переход не имеем права… По этическим соображениям не будем называть их имена и фамилии. Но больше всего нас поразило отношение к Андрею.

- Это кто? - спрашивает сотрудник метрополитена. У нас, не у Андрея!

- Это человек, которому нужна помощь. Он живет в нашем городе, и…

- Так кто это такой? - повторяют.

- Это мой сотрудник! - не выдержала Таисия, специалист по коммуникациям Офиса по правам людей с инвалидностью, которая была с нами.

- Ясно. В общем, я предупреждаю, подъемник движется медленно, - отрезает сотрудник метрополитена

- Мы знаем! Но вас же обучали работать с ним. Почему это вызывает столько проблем и недовольства?!

- Да мы не знаем, как им пользоваться! Инструкцию читали, но на практике… Мы на других станциях работали, - говорят сотрудники службы охраны.

30e1224517ca7f4691d4e5890562bf2b.jpg

Эта ситуация с упреками в адрес журналистов и неуважительным отношением к человеку с ограниченными возможностями длилась минут 20. У меня трижды проверили журналистское удостоверение, Андрея заподозрили в пьянстве… Сотрудники метро куда-то звонили, запрещали съемку… Всего и рассказывать не хочется.

78aed0aba6b90be3c2cdb085acd0feca.jpg

В итоге Андрея все же подняли на улицу, с недовольными лицами, неумело дергая подъемник из стороны в сторону. То вперед ногами, то спиной. С момента вызова до поднятия на улицу прошло 47 минут. И это - три лестничных пролета.

3569969d91eadbe5b458cb6281ef9c72.jpg

Вывод участника эксперимента:

- Я предполагал, что так и будет, - спокойно сказал Андрей. - Когда добирался на встречу, подъемник не работал даже на «Спортивной». Помощи попросить было не у кого. Но мне и не нужно, чтобы со мной возились, хочу чувствовать себя самостоятельным свободным человеком.

d1a518cdf67039b727bb72342a8af4e9.jpg

О своих, чисто человеческих выводах, говорить не будем. Но очень надеемся, что руководство метрополитена примет историю к сведению. Мы уверены, что сотрудники минского метро - люди, в большинстве своем профессиональные и доброжелательные. И, конечно, легко освоят обращение и с не такой уж сложной техникой, и с пассажирами с особыми потребностями.

Комментарий метрополитена

«Грубостью и хамством некоторых наших коллег «смазана» добросовестная работа других»

- Этот вопиющий случай стал для руководства подземки предметом серьезного разбирательства, - комментирует непростую ситуацию пресс-секретарь минского метрополитена Андрей Кузьмин. - Сотрудники метрополитена, допустившие такое пренебрежительное, и даже не побоюсь этого слова - хамское - отношение к людям наказаны в дисциплинарном порядке: от строгого выговора до увольнения.

И все же я бы не стал на примере единичного, пусть и самого нелицеприятного случая делать поспешные выводы. Одним из основополагающих принципов работы сотрудников минского метро является максимально доброжелательное внимание к пассажирам, вежливость, терпение... Очень жаль, что грубостью и хамством некоторых наших коллег «смазана» добросовестная работа других. Особенно это обидно после того, как накануне мы постарались что называется «живьем», наглядно - для самих инвалидов, журналистов - продемонстрировать технические возможности новых гусеничных подъемников. Что-то получилось, что-то требует доработки... Кроме того, все эти подъемные механизмы (лифты, наклонные и гусеничные подъемники) - техника капризная, и ломается, как всегда, некстати...

Но мы не отмахиваемся от проблемы. А ведь 30 лет назад при строительстве метрополитена об инвалидах в метро никто, наверное, и не задумывался. И сегодня в минской подземке по мере сил делается многое для обеспечения доступности станций инвалидам-колясочникам, пожилым людям а также иным пассажирам с ограниченными возможностями.

Подробности

Сейчас в минском метро пять таких подъемников общей стоимостью 350 миллионов рублей: на станциях «Автозаводская», «Партизанская», «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина». В ближайшее время планируется купить еще пять.

Кому они нужны. Пожилым людям, больным, тем, кто перенес операцию, и инвалидам-колясочникам, которых в Минске сейчас проживает 12 тысяч человек.

В тему

В июне команда проекта «Метро для всех» собирала данные о доступности минского метрополитена. По их выводам, из 29 станций для инвалидов-колясочников, пожилых людей и иных людей, испытывающими трудности в передвижении, доступными являются только 5. Для людей с детскими колясками - 17.

11 станций минского метро оснащены лифтами, 8 - подъемниками для инвалидов, но во время проверки из 22 лифтов работало только 13, а из 24 подъемников воспользоваться можно было только 6-ю. 

Ольга Ивашенко

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ