Архив:

Инвалида отпустят на свободу. Суд постановил освободить парализованного Владимира Топехина, осужденного на 4 года колонии

Свердловский районный суд Костромы освободил 31-летнего осужденного Владимира Топехина, лежачего инвалида, от дальнейшего отбывания наказания. Как сообщила адвокат межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Светлана Сидоркина, суд согласился с доводами администрации исправительной колонии № 1 в Костромской области, где аудитор отбывает наказание за мошенничество. Именно администрация ходатайствовала перед судом об его освобождении. Защита Топехина это ходатайство поддержала.

Администрация колонии подкрепила свои доводы результатами врачебной комиссии, которая проводила медицинское освидетельствование осужденного. Защита со своей стороны также предоставила суду выводы специалистов ФГУ БУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы». Обе комиссии сошлись во мнении, что заболевание Топехина относится к перечню заболеваний, которые препятствуют отбыванию наказания.

В декабре прошлого года правозащитники обнаружили лежачего инвалида в камере тюремной больницы «Матросской тишины». Ему поставили диагноз «вертебро-сосудистая миелопатия верхне-грудного уровня с нижней спастической параплегией и нарушением функций тазовых органов». Проще говоря, тело мужчины парализовано ниже плеч, не работают даже внутренние органы. В заключении специалистов указано, что нарушение функций тазовых органов, в частности, мочевого пузыря и прямой кишки, может привести к осложнению — уросепсису, который чаще всего приводит к летальному исходу. По выводам врачей, Топехин нуждается в длительном лечении и реабилитации.

Против его освобождения был только представитель прокуратуры, который просил отказать в удовлетворении ходатайства администрации колонии. Поэтому, как отмечает Сидоркина, надзорное ведомство может обжаловать решение суда в течение 10 дней. Если же прокуратура не станет этого делать, то через 10 дней Топехин выйдет на свободу и будет проходить лечение в специализированной клинике для спинальных больных.

Топехин был осужден 13 января Тверским районным судом Москвы на 6 лет колонии общего режима. Да этого заседания пять раз откладывались, так как лежачего больного никак не могли доставить в суд. Пришлось судье Татьяне Неверовой провести выездное заседание в СИЗО. Дело о мошенничестве она рассмотрела за один день. В феврале Мосгорсуд снизил ему наказание до 4 лет лишения свободы, после чего осужденный был этапирован в колонию Костромской области.

Делом Топехина также заинтересовался Европейский суд по правам человека, который попросил правительство России срочно предоставить информацию о состоянии его здоровья, условиях его содержания под стражей и об объеме медицинской помощи. До своего задержания Топехин попал в ДТП и получил травму позвоночника. По словам Сидоркина, он ставил в известность сотрудников СИЗО, что нуждается в наблюдении специалиста в области нейрохирургии. Но даже в столичных следственных изоляторах таких специалистов нет, как и нет специального оборудования для проведения исследований в области нейрохирургии. Несмотря на это, все его просьбы администрация СИЗО оставляла без внимания. «За время пребывания в следственном изоляторе состояние его здоровья резко ухудшилось, — сказала Сидоркина. — Он был парализован, полностью отнялась нижняя часть тела, самостоятельно передвигаться не может вообще, постоянно находится в лежачем положении».

Уголовное дело о мошенничестве в отношении Топехина было возбуждено в феврале 2012 года. А в июле 2013 года его задержали и поместили в СИЗО «Бутырка».

На состояние здоровья Топехина впервые обратила внимание член ОНК Москвы Анна Каретникова. Она опубликовала в блоге пост 5 декабря 2013 года. «Он попал в СИЗО-2, в Бутырку. Там ему парализовало нижнюю часть тела. Ноги отнялись. И немножко выше. Потом — рука», — написала она. О решении костромского суда Каретникова узнала от корреспондента «Русской планеты». «Да, я обратила внимание на его ситуацию, а потом была очень длинная эпопея, в которую включились юристы, журналисты, общественность. Мне кажется, их вклад очень велик в его освобождение, — отметила она. — Я очень рада вне зависимости от того, какой Топехин человек, доказана или не доказана его вина, потому что больной человек получит возможность лечиться на воле».

По ее словам, с подобными случаями члены ОНК и ранее встречались, и при помощи огромных усилий их тоже удавалось освободить, но вскоре после освобождения они умирали в больницах. «Проблема в том, что людей можно освободить в начальных стадиях заболевания. Грубо говоря, освобождаются те, кому жить осталось недолго, — сказала Каретникова. — До этого момента система совершенно не склонна тебя выпускать. Главное, чтобы человек умер, который не числится за исправительным учреждением, судом. Их интересуют только бумажки, чтобы снять с себя ответственность».

«Хочется подчеркнуть насколько весом вклад общества в судьбу конкретного человека. Мы конкретным примером показали, что чего-то можем добиться», — отметила правозащитница и рассказала про свою беседу с одним из сотрудником изолятора: «Он мне говорит: "У нас же сидел Топехин, а теперь он в газетах, его по телевизору показывают. Просто представь, сколько же денег в это вбухано!" Я ему сказала, что это не деньги, это я была, и просто люди в это включились. Он: "Да ты что! Да никогда не поверю!" Так что они думают, что это так, а мы думаем иначе и верим, что что-то может получиться».

Александра Кошкина

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ