Архив:

Музыка дала второй шанс. Пианистка из Рязани творит после страшной аварии

Пройдя через последствия страшной аварии – потерю любимого человека, слепоту, глухоту и паралич - Нана Эммениди не отчаялась и продолжает творить – пишет музыку и играет на пианино одной рукой.

Грузинка Нана Эммениди живет в поселке Сапожок в Рязанской области уже почти четыре года. Сюда она перебралась уже после аварии, разделившей ее жизнь пополам – до и после. Оставшись без мужа со старенькой мамой и маленькой дочкой, ослепшая и оглохшая, с парализованной рукой, женщина боялась, что останется беспомощной на всю жизнь. Когда зрение и слух вернулись, Нану спасла музыка.

От Тбилиси до Сапожка

Нана родилась в Ташкенте в 1957 году, но с малых лет жила в Тбилиси. Получила хорошее музыкальное образование - окончила Тбилисскую государственную консерваторию с красным дипломом, работала в консерватории, гастролировала с концертами по республике. Привычную жизнь в начале 1990-х разрушил грузино-абхазский конфликт.

«Началось что-то страшное и невообразимое. Вчерашние друзья и соседи, которые всегда жили дружно, становились вдруг заклятыми врагами. И от того – кто ты по национальности – русский, грузин или абхаз – могла зависеть твоя жизнь. Я впервые услышала такое жуткое выражение, как «этническая чистка». В конце концов, с семьёй мы уехали из Грузии, перебрались к родне, в Ставрополь», - вспоминает Нана Николаевна.

Ещё несколько лет спустя в семью Эммениди снова пришло горе. В 1996 году супруги попали в страшное ДТП, в котором погиб муж Наны. Беременная женщина попала в реанимацию, где провела больше месяца. 

Наверное, только Богу ведомо, как ей удалось выкарабкаться и не потерять ребёнка. Нана выжила, но утратила способность видеть и слышать. Кроме этого, у неё парализовало правую руку.

25e18a5fb2f2db469856139474536f43.jpg

«Наверное, родным тяжело было жить бок о бок с женщиной - инвалидом, её престарелой матерью и маленьким ребёнком. Своими в Ставрополе мы так и не стали. В 2010 году умерла мама. И я начала подыскивать для себя другое жильё, так и нашла свой дом в Сапожке, в Рязанской области», - рассказывает Нана.

Второй шанс

С маленькой дочкой на руках Нана переехала и обосновалась в Сапожке. Спустя месяцы слух и зрение вернулись, а вот рука так и осталась неподвижной.

«После аварии я очень боялась, что останусь до конца жизни слепой и глухой. И когда впервые, через несколько месяцев поняла, что снова вижу свет и слышу звуки, всё остальное казалось уже несущественным. Мне будто дали шанс жить дальше, и разве я вправе была не воспользоваться этим шансом? А что до парализованной руки  - одной рукой можно научиться делать очень многое, в том числе и заново играть на фортепиано, и уж конечно – записывать ноты», - рассказывает Нана Эммениди.

Раньше Нана Николаевна занималась с детьми, но недавно решила оставить педагогику. И даже не потому, что ей самой сложно научить других, играя одной рукой. Нана признается: когда играешь, то часто забываешь об этом недостатке.

ddc71e4cb15abc6dccc27f86796e3eb6.jpg

«Я – музыкант старой формации и, как педагог, наверное, чрезмерно требовательна. А ребята часто сегодня к этому не готовы. Не знаю почему, но я не вижу той фанатичной увлечённости, которая была когда-то в нас. Уходит ребёнок на летние каникулы и за три месяца ни разу не подходит к инструменту. Между тем, музыкой необходимо заниматься каждый день, и я всегда на этом настаиваю. Опять же, чтобы выдержать такие нагрузки надо искренне любить музыку, а если будешь себя всё время заставлять садиться за инструмент, работать «из-под палки», то ничего хорошего не получится. Наверное, эта поверхностность – одна из примет нашего времени. Даже в музыкальных школах детей сегодня куда чаще, чем академическому вокалу, учат эстрадному пению. Потому что это легче, проще. Я прекрасно понимаю, что в ближайшем времени начинающие музыканты работать так, как я привыкла, как я хочу - не будут. И потому, пожалуй, честнее не заниматься педагогикой вообще, раз здесь твои старания особо никому не интересны», - говорит композитор.

«Без музыки бы сошла с ума»

Вряд ли тогда хоть кто-нибудь мог поверить, что Нана Николаевна снова сядет за рояль. Но она сделала это. И пусть пианистка не выступает больше с концертами, зато она пишет музыку. Особенно любит сочинять на стихи Есенина и Лермонтова. И музыка востребована - причём не только фортепианная, но и композиции для оркестра и хора.

«На моём творческом вечере, который прошел в музыкальном колледже, был полный зал, и это было необычайно волнительно и приятно. Жаль только что школьников, тех, которые пришли бы не с родителями, а по собственной инициативе, я так и не заметила. Но, возможно, сама фортепианная музыка требует достаточно взрослой публики. И когда эти ребята повзрослеют, они откроют её для себя. По-крайней мере, я в это верю», - вздыхает Нана.

e83fffdccf82cd901b65a8dd140d0216.jpg

Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю Наны, она считает себя безусловно счастливым человеком.

«Я счастлива, потому что у меня есть возможность писать музыку, пусть и одной рукой. Думаю, без музыки я просто бы сошла с ума. И я счастлива, что столько лет спустя вдохновение меня не покидает. Иногда ещё до восхода солнца сажусь за рояль, потому что в душе рождается что-то новое, что хочет тотчас же выплеснуться на клавиши. И это – ни с чем не сравнимое ощущение».

Тамара Бутина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ