Архив:

Хочу! Могу! Буду!

В селе Алтайском прошла уникальная летняя школа для абитуриентов с ограниченными физическими возможностями «Преодоление». Два десятка ребят из разных уголков Алтайского края – выпускники 10 и 11 классов общались, готовились к выбору профессионального пути и поступлению в вузы.

У друзей нет выходных

Семья. Точнее не выразить преодоленческую среду. Здесь никто явно не подчеркивал особое состояние ребят. Ученики, которых, как в обычном семейном кругу, старшие называли детьми, кто на инвалидных колясках, кто на ходунках или костылях, с искореженными болезнью спинами, руками и ногами сновали по корпусу и территории, готовились к очередному мероприятию, не отставая от здоровых. Вот чего здесь точно не было, так это жалости и терпимости. Забота и поддержка – да, а еще полное принятие ребенка с физическими особенностями как равного. Этому способствовала и созданная на всем пространстве лагеря безбарьерная среда с пандусами, поручнями и другими приспособлениями.

Случайных людей не бывает

Послеобеденное солнышко балует ласковым теплом. Над горой Мухой ни облачка – добрый знак, день будет погожим до самого заката. Психолог Александр Костенко и десятиклассник Саша Ставских «дрифтуют» во дворе на инвалидных колясках. Тезки, и педагог, и ученик, лишены возможности ходить, младший – с рождения, старший получил травму в 18 лет. Саша Ставских приехал в «Преодоление» первый раз, его сопровождает бабушка. Первые дни он почти ни с кем не общался, выходил из комнаты только на занятия, сильно комплексовал. Но замкнуться в себе здесь ему не дали. Вскоре мальчик уже стал участвовать в общих играх, рефлексировал вместе со всем отрядом на «Вечерней свечке», рассказывая, как провел день. А настоящим прорывом стало появление Саши на дискотеке. Вместе с преподавателем-инвалидом, ставшим для него крепкой моральной опорой, парень выписывал на коляске красивые па и даже приглашал на танец девчонок.

Кареглазая красавица Катя Колесник, десятиклассница из поселка Казачьего, на очередном концерте удивляет публику великолепным исполнением восточного танца. Разве скажешь, что эта активная, подвижная девушка перенесла уже четыре операции на сердце? Поначалу она мне показалась чересчур серьезной для своих лет, этакая Царевна Несмеяна. Но на занятиях по подготовке к продолжению обучения в вузе под чарами педагога Натальи Астаховой, которую дети звали не иначе как тетя Фея, Катюша словно расцвела. Улыбка до ушей, в глазах такие искорки, что не передать словами.

Отдельная тема – глухие ребята из Новоалтайской коррекционной школы-интерната. Удивительная команда во главе с сурдопереводчиком Верой Сазанюк. Эмоциональные, веселые, активные. Всеобщие любимцы. Они без проблем нашли общий язык со всеми слышащими ребятами. Всего за пару дней научили сверстников языку жестов. Да и без него все их понимали практически сразу. Они пели, танцевали, читали стихи, ставили сценки.

Из печной трубы валит ароматный дымок. Это выпускник педлицея медалист Кирилл Кружков топит баньку. Очень хозяйственный парень. Любое дело ему по плечу, несмотря на упрямо негнущиеся из-за болезни коленные и локтевые суставы. Кирилл в «Преодолении» второй раз. В этом году ему предстоит поступать в вуз. Парень планирует учебу в НГУ или Томском госуниверситете. Санкт-Петербург – это просто мечта! Уехать в другой город Кирилл не боится, говорит, родители научили всем бытовым премудростям, а педагоги и друзья помогли справиться с внутренними барьерами. А ведь когда-то этот общительный, очень открытый и добрый мальчишка страшно боялся появляться на людях, опасаясь, что окружающие увидят его неуклюжесть, станут жалеть, а еще хуже – презирать или сторониться.

Прорыв

Таких историй за шесть лет работы «Преодоления» здесь накопилось сотни. Эта краевая летняя школа для абитуриентов-инвалидов по-своему уникальна, подобных ей в Сибири нет. Идею ее создания в 2008 году подал Валерий Шарыпов, руководитель барнаульской общественной организации инвалидов-колясочников «Преодоление». Он считал, что молодых людей с ограниченными физическими возможностями нужно мотивировать на продолжение образования, обретение профессии. Из-за психологических барьеров и неуверенности в правильном отношении окружающих многие способные выпускники-инвалиды упускают возможность воспользоваться льготой, которую предоставляет им государство при поступлении в вузы и ссузы.

Валерия Шарыпова в его начинании поддержал Владимир Былков, директор Алтайского краевого педагогического лицея. В 2008 году, когда об инклюзивном образовании еще так много не говорили, на лицейской даче в Алтайском была организована первая смена для 25 особенных учеников. Студентами вузов после той пробной школы стали всего пять человек. Но и это был прорыв.

– Наше «Преодоление» – тот порог, пройдя который ребята обретают уверенность в своих силах, перестают чувствовать себя неполноценными, учатся общаться с людьми из чуждого, как им раньше казалось, мира, – рассказывает Владимир Былков. – К сожалению, Валерий Шарыпов уже ушел из жизни. Но мы продолжаем воплощать его идею, которая дает реальные результаты. Больше того, «Преодоление» дало толчок лицею активизировать дальнейшую работу с детьми-инвалидами. Была создана летняя профильная смена для ребят с ограниченными возможностями с 1 по 11 класс «Шаг навстречу». В 2009 году наш лицей стал экспериментальной площадкой по внедрению в рамках приоритетного национального проекта идеи дистанционного обучения школьников-инвалидов. Созданный на базе АКПЛ центр дистанционного образования сначала за счет федеральных средств, а последние два года за счет краевого бюджета обеспечивает ребят из разных уголков Алтайского края всем необходимым компьютерным оборудованием, интернет-связью для получения полноценного образования на дому. Школьники с помощью скайпа и специальных программ индивидуально или в интернет-конференциях целыми группами работают на уроках с педагогами лицея, осваивая общеобразовательную программу.

Но надомное обучение при всех его достоинствах лишает детей-инвалидов возможности непосредственного, живого общения со сверстниками и взрослыми людьми не из семейного круга. Восполнить этот дефицит призваны летние смены на лицейской даче. Сегодня благодаря поддержке краевого бюджета здесь возводится красивый корпус со всеми атрибутами доступной среды – подъемниками, пандусами, удобными санузлами. Это двухэтажное старинное здание, памятник деревянного зодчества, перекочевало в Алтайское из Барнаула, с того места на ул. Папанинцев, где сейчас возвышается новый корпус АКПЛ, также полностью оборудованный всем необходимым для работы с детьми-инвалидами.

В программе летней школы – занятия по математике, русскому языку, информатике, курсы «Понимание инвалидности», лечебно-оздоровительная физкультура, психологические тренинги, индивидуальные консультации, занятия по подготовке к продолжению обучения в вузе. Немаловажны для детей, которые в силу своих недугов мало путешествуют, экскурсии по «Малому Золотому кольцу Алтая».

Очень значимым для ребят оказалось то, что часть педагогов тоже инвалиды. Психологи Александр Костенко, Вячеслав Кайгородов – наглядный пример того, что люди с физическими ограничениями способны достичь профессиональных успехов.

Своих не бросают

– Тот эффект, который дает «Преодоление», очень трудно измерить в цифрах, – признается руководитель смены Анна Толкачева. – Дети меняются на глазах, выходят из скорлупы неверия в себя и недоверия к миру, получают новые знания, которые необходимы им в дальнейшем самоопределении. Вместе с детьми меняются и взрослые. И для педагогов это своеобразное преодоление. Мы тоже учились правильно вести себя с нашими подопечными. Некоторых детей сопровождают родители. Для них это не меньшее испытание. Привыкшие оберегать своих ребятишек от людского неприятия, они здесь учатся верить в то, что их необычные дети могут жить обычной жизнью.

– Эта летняя школа должна продолжаться бесконечно долго, – уверена Вера Колесник, мама той самой кареглазой Кати, твердо решившей, что посвятит свою жизнь клинической психологии. – Дочь привыкла быть командиром в семье. Нередко, когда девочка лежала в больнице, врачи жаловались, что она не умеет общаться с соседками по палате. Здесь я увидела свою Катю совсем другой. Она научилась работать в коллективе, стала гибче, прислушивается к мнению других, что немаловажно для выбранной ею профессии. И с выбором вуза нам помогли именно здесь.

– Работа в «Преодолении» – это большая удача для меня, – говорит Даша Копытина, волонтер, десятиклассница АКПЛ. Но здесь совсем другой уровень. Здесь подопечные – наши сверстники, умные, веселые ребята, с которыми мы стали настоящими друзьями. То, что я посвящу себя в будущем работе с детьми, – вопрос решенный.

Наталья Исаева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ