Архив:

В ограниченном выпуске. Какие перспективы ждут юных амурчан, окончивших специализированные школы-интернаты

«Выпускной год — плохое время. Шаг в пустоту, не каждый на это способен. Это время страха…», «Для здешних ничего хуже быть не может. Для них там, в наружности, не жизнь». Это строки из книги Мариам Петросян «Дом, в котором…», притчевым языком рассказывающей о жизни детей в интернате. Друг для друга они «состайники», а место, где проходят их школьные годы, — Дом, диктующий свои законы и правила. По ту сторону привычных стен раскинулась враждебная «наружность», о которой в Доме говорить не принято, потому что никто не представляет свою жизнь после выпуска... Так написано в книге, а как происходит в жизни? Какие перспективы открываются перед воспитанниками специализированных школ-интернатов?

Видеть перспективы

В коридорах свободненской школы-интерната № 4, где обучают слабовидящих и слепых детей, малолюдно. На лето здесь остались только 30 ребят, все они сироты, для которых трехэтажное казенное здание — единственный дом. Остальные ученики проведут каникулы со своими семьями — кто в Свободном, кто в Благовещенске, кто в Зейском районе, чтобы в сентябре снова вернуться за парты. Впрочем, 11 молодых людей в этом году простились с интернатом навсегда.

— Каждый год мы выпускаем около десяти человек, в основном это слабовидящие дети, — поясняет директор коррекционной школы-интерната Вадим Чернышев. — В этом году аттестаты получили восемь выпускников, трое (с задержкой психического развития) — свидетельства об окончании школы-интерната. Впервые наши ученики сдавали обязательный государственный выпускной экзамен (ГВЭ), по форме похожий на ГИА, который сдают после девятого класса обычные школьники. Отличие только в том, что наши ребята сдавали экзамен с особыми условиями: в аудитории с ними находился ассистент, а времени отводилось на час больше.

По словам Вадима Чернышева, после окончания школы слабовидящие дети могут поступить в любое среднее профессиональное учебное заведение. По понятным причинам большой популярностью у здешних выпускников пользуется свободненский профтехлицей № 3, многие поступают в торгово-экономический колледж Благовещенска. А вот сразу получить высшее образование у воспитанников интерната не получится: с 2009 года здесь выпускают только десятиклассников (девятиклассников по меркам обычной школы).

— Возможно, в ближайшее время мы вновь введем у нас полное среднее образование, — предположил Вадим Вадимович. — Тогда после окончания 12 классов наши выпускники смогут поступить в вузы. Кроме того, сейчас медколледж открыл специальность для слабовидящих, куда принимают только на базе среднего образования.

Большинство выпускников свободненского интерната имеют различные отклонения по зрению, но есть среди них дети, для которых мир совсем не имеет очертаний и красок. В этом году за порог школы шагнули двое таких ребят. Один из них, Иван Пономарев, вполне уверен в своем будущем. Еще во время учебы в интернате молодой человек прошел полугодичные курсы по социальной ориентировке и информатике в Бийском центре реабилитации для слепых.

— Теперь я собираюсь в Иркутск, там открывают курсы операторов ЭВМ для слепых, — делится планами Иван. — Компьютер я знаю и так, но на курсах можно будет получить побольше опыта. Потом я планирую поступить в БГПУ на учителя начальных классов, а после обучения, скорее всего, вернусь на работу в Свободный: буду преподавать информатику незрячим и слабовидящим детям, а также учить детей читать и писать по системе Брайля.

Своих не бросаем

С выбором будущей профессии определились и выпускники благовещенской школы-интерната № 8, где обучаются дети с нарушениями слуха и речи. Из шести вчерашних школьников пятеро решили поступить в Амурский медколледж, одна девушка хочет стать студенткой педагогического колледжа.

— Получив аттестаты, наши ребята почти всегда продолжают дальнейшее обучение, — не без гордости отмечает замдиректора по воспитательной работе школы-интерната Валентина Лысенко. — В последние годы многие поступают в медицинский колледж, также выбирают Челябинский и Волгоградский профтехлицеи. Некоторые решают получить высшее образование в Новосибирском институте социальной реабилитации, где можно получить профессии программиста, модельера-конструктора, издателя.

Как признаются сотрудники школы-интерната, одной из своих важнейших задач они считают не только обучение, но и социализацию воспитанников.

— Во-первых, мы стараемся развивать творческие способности наших детей: они у нас и поют, и танцуют, и ездят на разные конкурсы и фестивали, — перечисляет Валентина Гавриловна. — Опять же в этих поездках они не только проявляют себя, но и общаются с обычными детьми. Несмотря на то что они слабослышащие, эти ребята могут нормально общаться со сверстниками: для этого в учреждении есть педагоги-дефектологи, которые учат детей говорить и понимать речь окружающих их людей.

Кстати, даже если выпускники интерната не задумаются о продолжении образования, безработными они станут едва ли. Дело в том, что с седьмого по одиннадцатый класс подростки с нарушениями слуха и речи проходят профессиональное обучение в Амурском колледже сервиса и торговли. Благодаря этому каждая девочка, окончившая школу-интернат, получает право работать парикмахером, а мальчик — заниматься обувным делом. Кроме того, еще три года после выпуска специалисты школы-интерната будут отслеживать дальнейшую судьбу вчерашних воспитанников и, если возникнет необходимость, окажут им помощь в поступлении или трудоустройстве.

— Конечно, во многом успешная карьера наших выпускников — заслуга педагогов. Многое зависит и от родителей, которые заинтересованы, чтобы их дети нормально работали, а не торговали пакетами, как это было раньше, — отмечает Валентина Лысенко. — Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, сложнее, но у них есть мы. Даже после окончания школы они приходят к нам за поддержкой, и мы стараемся для них сделать все возможное.

Есть куда пойти

По данным областного министерства образования и науки, сегодня в колледжах и профессиональных лицеях Приамурья обучаются около 350 детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди учебных заведений, имеющих опыт работы с особыми студентами, значатся профтехлицей № 1 Благовещенска, профтехлицей № 3 Свободного, райчихинский индустриальный техникум, Амурский колледж сервиса и торговли, Амурский аграрный колледж.

— Дети с ограниченными возможностями здоровья в основном обучаются по программам профессиональной подготовки и получают такие специальности, как швея, пекарь, повар, обувщик, — поясняет замминистра образования и науки Амурской области Любовь Репина. — Для таких детей разработаны специальные адаптированные программы. При поступлении они имеют льготы. Так, если учебные заведения подведомственны областному минобру, профессиональная подготовка детей-инвалидов будет осуществляться за счет средств регионального бюджета. При этом выпускникам интернатов предоставляется возможность получить бесплатно даже два средних профессиональных образования.

По большому счету сегодня выпускники амурских специнтернатов имеют довольно свободный выбор будущей профессии. Кроме ремесленнического труда они могут заняться декоративно-прикладным творчеством, педагогикой, сельским хозяйством или медициной. К слову, в Амурском медицинском колледже подготовкой студентов с ограниченными возможностями здоровья занимаются уже семь лет.

— В 2007 году у нас состоялся первый набор слабослышащих студентов. Мы набираем их по двум специальностям: лабораторная диагностика и ортопедическая стоматология, — рассказывает замдиректора Амурского медколледжа Татьяна Васильева. — Лаборанты будут заниматься анализами, а ортопеды на основе слепков будут изготавливать зубные протезы и коронки, то есть общаться с пациентами им не придется. Обучение ведется по особым программам: часть информации во время занятия воспроизводится в форме презентации, остальное преподаватель с помощью сурдопереводчика объясняет устно. Материал дается в сжатом виде, поскольку студентам приходится в основном заучивать информацию.

По словам Татьяны Васильевой, трудоустроиться после окончания колледжа слабослышащим ребятам удается без особого труда.

— Работать ли после окончания колледжа по специальности, решают сами студенты. По крайней мере, все желающие устраиваются на работу в больницы, лаборатории, частные клиники, — отмечает Татьяна Валерьевна. — Многие наши лаборанты работают в инфекционной больнице, одна девушка недавно вышла на работу после декрета. Конечно, большинство стремится остаться в городе, но есть и такие, кто готов на переезд. К примеру, один выпускник сейчас работает на Камчатке, доволен условиями и даже зазывает туда своих друзей. Выпускник прошлого года Антон Федоров, получивший специальность зубного техника, имеет сейчас вообще два рабочих места: трудится в частной стоматологии и преподает у нас в колледже. Правда, есть в этой специальности один нюанс, который касается не только слабослышащих: девочек-зубных техников на работу берут не очень охотно, так как многие работодатели считают эту профессию мужской.

С этого года в Амурский медколледж смогут поступать не только слабослышащие, но и молодые люди с нарушениями зрения. Специально для них открывается новое и довольно престижное направление подготовки «Медицинский массаж».

— К нам уже несколько раз обращались дети, заинтересованные в получении такого образования. К примеру, вместе с папой приходила одна слабовидящая девушка, у которой уже есть высшее образование, но ей хотелось бы получить и специальность массажиста. Теперь у слабовидящих детей появится такая возможность, — говорит Татьяна Васильева. — Студенты смогут освоить разные виды массажа: классический, спортивный, китайский, педиатрический.

Правда, пока новая специальность не прошла аккредитацию, обучение будет только платным — 18500 рублей за семестр. Но, как надеется администрация колледжа, через три года им удастся получить государственный заказ на подготовку таких специалистов и открыть бюджетные места. 

Регина Поливан

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ