Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

«Верас» надежды. Сотни детей с аутизмом получили шанс на образование

Год назад мы писали о старте особого образовательного проекта в Нижнем Новгороде, рассчитанного на детей с аутизмом (dislife.ru/articles/view/25405). Волновались тогда все: педагоги, родители. Вдруг не получится? Вдруг то, о чем мечтается - лишь утопия? Шутка ли: создать образовательную программу индивидуально под каждого ученика. Сейчас уже точно можно сказать - получилось.

"Пятилетка" за год

Аркадию Тараканову в конце июня исполнится 10 лет. Он, как и многие ребята с нарушениями аутистического спектра (НАС), - особенный, очень одаренный, поцелованный Богом, как говорят. Еще год назад он не умел ни читать, ни писать. Счет тоже не давался. Более того, Аркадий практически не шел на контакт, выделяя для общения лишь узкий круг близких, своих. У таких ребятишек это обычное дело. За год он проделал такой путь, который иначе как прорывом не назовешь.

Когда я спрашиваю маму Аркадия Татьяну об успехах сына - ее лицо сияет. Но как только речь заходит о времени, когда она только-только узнала диагноз сына, на нее будто находит тень: вспоминать об этом не то что тяжело - невыносимо.

- В 2,5 года ребенок попал в реанимацию и пробыл там неделю. Меня к нему не пустили. Не знаю, что там было. Но когда мне вынесли сына - он меня не узнал. Он перестал говорить и не говорил до 4,5 года. Пытались лечить его медикаментозно, делали физиопроцедуры. Потихоньку начал говорить, но мало, отдельными словами, - рассказывает она.

Диагноз Аркадию поставили не сразу. Еще несколько лет назад слово "аутизм" в больницах не звучало. Не было ни информации по этой теме, ни тем более системы выживания с таким диагнозом. Татьяна вспоминает, как пришла к неврологу в детскую поликлинику - за успокоительным для разбушевавшегося ребенка. Дети с НАС зачастую не знают, как выразить себя. Для непосвященного человека со стороны это выглядит как агрессивное поведение. Но все это умело корректируется, и успокоительное здесь ни при чем. Но невролог не сказала об этом. А просто предложила сдать мальчика в интернат.

- Я вышла со слезами. Не знала, куда идти и что делать. Перечитала кучу книг, но они мне ничего не дали. 2,5 года назад я пришла в центр лечебной педагогики и социальной адаптации "Верас" и только тогда вздохнула с облегчением. А сейчас сын начал учиться. И я понимаю, насколько мне с ним повезло. Какой он талантливый, внимательный, отзывчивый, чуткий мальчик. С ним я открываю для себя такие вещи, которые раньше не замечала, - говорит Татьяна.

За минувший год Аркадий научился писать, читать, считать. Он учится в школе N 56, официально - образование идет на дому, но время от времени получается посещать занятия. Со следующего года в школе появится класс, куда будет приходить Аркадий, - сейчас ребята встречаются, общаются, привыкают друг к другу. Мама говорит, что ему очень помогает расписание, для таких детей важна структурированность времени и предсказуемость действий. Вспышки того самого раздражения и негодования прошли, изменился не только учебный процесс, но и обычная жизнь, наладился быт. "Нам даже соседи по даче говорили, что Аркадий изменился. Он здоровается, идет на контакт со взрослыми и с детьми", - поясняет Татьяна.

Каждому свою программу

Аркадий - один из 320 нижегородских детей, у кого жизнь так стремительно изменилась за прошедший учебный год. Все они прошли через образовательный проект фонда "Обнаженные сердца", реализуемый при поддержке центра "Верас" и городской администрации.

- Кто-то больше занимался, кто-то меньше. Некоторые учились дома, другие приходили в школу на тренинги. Работа с такими детьми своеобразна - их нельзя обучать даже группами, только индивидуально. Под каждого была создана своя программа. То, что наши педагоги получили возможность научиться этим технологиям у коллег из Швеции, Санкт-Петербурга, это здорово. Сегодня к нам хотят приехать из других городов, посмотреть, что получилось. Мы, конечно, всегда открыты. Но понимаем, что поднялись пока только на половинку первой ступеньки, - говорит директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода Ирина Тарасова. Она также сообщила "РГ", что по итогам первого года реализации проекта в мэрии обсудят вопрос расширения работы по этой программе и большего финансирования.

В прошедшем учебном году проект реализовывался в шести нижегородских школах - N 92, 95, 142, 86, 56 и 39. Дополнительно в программе приняли участие детский сад N 110, а также коррекционная школа-интернат Городецкого района.

- В апреле прошлого года мы ждали экспертную комиссию из департамента образования, которая решала, будем ли мы участвовать в проекте. Весь отпуск занимались формированием подходящей среды для детей, параллельно обучаясь работе с ними. Было страшно и тяжело, - рассказывает завуч коррекционной школы N 95 Екатерина Завьялова. - В течение полугода мы обрели силы и поняли концепцию. Стажировки в Санкт-Петербурге сэкономили нам очень много времени и позволили избежать лишних ошибок, семинары с зарубежными специалистами очень воодушевляли. Сейчас решены еще не все вопросы, но теперь мы уверены, что справимся.

Учиться вместе

Директор центра "Верас" Людмила Веко с содроганием вспоминает то время, когда выяснилось, что у ее дочери нарушения аутистического спектра. "Тогда не было образовательных программ для таких детей. А в этом году у вице-премьера Ольги Голодец на совещаниях дважды поднималась тема аутизма. То, что об этом стали говорить, проблемой начали заниматься - заслуга родителей, неравнодушных людей и педагогов", - уверена она.

Инициатор проекта - топ-модель Наталья Водянова - говорит, что работа по внедрению современных технологий обучения для детей с НАС продолжится - в наступающем учебном году нижегородских педагогов ждут новые мастер-классы, семинары. "Раньше такими детьми никто не занимался, к ним не было подхода. Мы - первопроходцы в России, все ошибки и успехи делим поровну", - отметила она.

В Нижнем Новгороде планируют расширять работу со всеми особыми детьми. Так, залогом успешного образования во всем мире считается инклюзия - когда дети с особыми потребностями учатся в общеобразовательных школах. Сейчас во всех районах Нижнего Новгорода определены базовые учреждения по инклюзивному образованию - их 29. К 2015 году прибавится еще 17. Конечно, для такого большого города этого недостаточно. Вопрос упирается прежде всего в деньги. "Мы говорим о том, что количество ребят, которые могут обучаться в школе по инклюзии, должно быть больше. Но для этого нужно создавать условия", - уверена Ирина Тарасова.

В Москве, например, идея инклюзии начала реализовываться около 15 лет назад.

- Первой стала школа "Ковчег", сейчас таких около 170, работает 150 детских садов. Действует городской ресурсный центр, ведется интенсивная подготовка кадров, открыты программы магистратуры. В этом году проводится научное исследование по оценке эффективности процесса реализации инклюзивного образования, - рассказала "РГ" директор Института проблем инклюзивного образования Светлана Алехина.

По ее мнению, развитию инклюзивного образования в России мешает неготовность учителя к изменениям. Педагогов работе с особыми детьми нужно учить. И Нижний Новгород постепенно движется к этой цели: силами неравнодушных людей - прежде всего учителей и родителей.

Контакты

  • Фонд содействия решению проблем аутизма в России "Выход"
  • Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями "Верас": Тел. +7 831 217 00 86
  • Коми республиканская общественная организация родителей детей с особенностями развития "Особое детство": Тел. 8 908 328 13 48 
  • Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов Кировской области "Дорогою добра": Тел. 8 332 44 75 10

Мария Волкова