Архив:

Владимир Петросян: особенным детям нужен особый подход

Каждый житель Москвы может гарантированно рассчитывать на социальную помощь от города. Об этом и многом другом «ВМ» рассказал руководитель Департамента социальной защиты населения столицы Владимир Петросян.

- Владимир Аршакович, так сколько же москвичей сейчас находится под защитой вашего департамента?

- Много. В Москве сегодня насчитывается 1,2 миллиона инвалидов, 2,8 миллиона пенсионеров, около 300 тысяч детей из малообеспеченных семей, 92 тысячи многодетных семей. И плюс 147 тысяч ветеранов войны — они у нас вообще вне очереди и вне категорий... Конечно, стараемся им во всем помогать. Приведу следующий пример. В 2013 году в оздоровительном комплексе «Камчия» в Болгарии отдохнули 3000 ветеранов, а в этом году планируем туда отправить уже 4500 человек. Этот комплекс, кстати, принадлежит правительству города.

- Вы наверняка в курсе, что очень много жалоб на работу социального такси. Так, инвалид II группы Татьяна Дроздова жалуется чуть ли не на дискриминацию инвалидов при заказе… Сейчас социальное такси передали из ведения вашего ведомства в Департамент транспорта. Ситуация изменилась?

- Подобные жалобы были и, к сожалению, наверное, будут. Дело в том, что у нас не совсем урегулирован вопрос — кому в первую очередь положено социальное такси? Я специально знакомился с опытом подобных служб в Нью-Йорке и Лондоне. Там почти все вопросы проработаны до мелочей. В Нью-Йорке, допустим, заказать соцтакси может лишь тот, у кого есть справка врачебной комиссии, а в ней четко сказано, что вы вообще не можете пользоваться иным видом общественного транспорта... В Москве сегодня просто невозможно обеспечить всех инвалидов бесплатным соцтакси.

Поэтому речь идет об очередности услуги. А где очередь, там всегда недовольство… Я, например, считаю, что в первую очередь ее должны получать инвалиды-колясочники — как взрослые, так и дети.

- Раз уж мы заговорили о колясочниках... В последнее время им уделяется все больше внимания. Закупается спецтранспорт, отводятся места на парковке, начали благоустраивать для них пляжные зоны…

- Да, такая программа по обустройству пляжей реализуется в Северном округе. Теперь о парковке. Действительно, есть места для инвалидов и в зоне платной парковки, и на стоянках около супермаркетов. К сожалению, некоторые водители — отнюдь не инвалиды — их все же занимают... Что скажешь? Надо с ними работать, приучать уважительно относиться к инвалидам. Конечно, одними увещеваниями проблему не решить. Надо создавать такие условия, чтобы инвалид мог свободно выйти в город, мог пользоваться всеми благами столицы. Когда мы привыкнем встречать инвалидов на пляже, в кино, в театре, и ему везде будет комфортно — тогда мы увидим в них равных...

- Как вы относитесь к идее инклюзивного обучения? Сегодня строятся детские сады, приспособленные для посещения детьми-инвалидами. А вот школ таких все еще мало...

- Мое мнение таково: не должно быть догм. Инклюзивное обучение само по себе тоже не решит проблему. Одному показано дистанционное обучение, другому — коррекционная школа. Но есть дети, которые могут инклюзивно обучаться в обычных средних школах. Сегодня к посещению детьми-инвалидами частично подготовлены около тысячи школ. Там устроены въездные пандусы на первый этаж. Но в школах — кабинетная система, а значит, инвалиды должны иметь возможность подняться на все без исключения этажи. Поэтому добиваться того, чтобы все дети-инвалиды обязательно посещали обычные школы — неправильно. Раз это особенные дети, то и подход нужен особый.

- Как изменилась программа адресной помощи социально незащищенным москвичам за последние три года?

- Она только меняется. Ясно, однако, что есть определенные группы населения, которые нуждаются в адресной помощи, но по разным причинам не получают ее. Ведь что такое адресность? В Москве только льготников 154 категории, тем не менее есть люди, которые не подпадают ни в одну из них, хотя находятся в труднейшей жизненной ситуации... Видимо, пришло время от принципа категорийности переходить к принципу нуждаемости и адресности.

Справка

В структуру Департамента социальной защиты населения Москвы входят 290 учреждений. В том числе 11 управлений социальной защиты населения административных округов; 115 районных управлений; 38 стационарных учреждений (в том числе пансионаты для ветеранов труда — 10, психоневрологические интернаты — 17, детские дома-интернаты — 7, Дом для ветеранов сцены им. А. Яблочкиной, пенсионат «Никольский парк»); 35 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 26 центров социальной помощи семье и детям; 37 территориальных центров социального обслуживания; 11 реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков; 9 реабилитационных учреждений, в том числе центр для ветеранов войн и вооруженных сил. В городе функционируют 87 отделений социальной реабилитации инвалидов, в том числе 29 — для детей-инвалидов, а также 7 экспериментальных площадок, где отрабатываются современные методы работы с отдельными категориями инвалидов — по зрению, вследствие психических заболеваний, ДЦП.

Анна Иванцова

Источник: Вечерняя Москва