Архив:

Особенности учёбы особых детей

Региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» реализуют 35 образовательных учреждений Новосибирской области

В Баганской средней общеобразовательной школе № 2, реализующей на практике региональный проект обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, прошел межрайонный семинар, касающийся вопросов образования для таких школьников в условиях введения федеральных образовательных стандартов. Перенять опыт к коллегам приехали учителя Баганского, Купинского, Карасукского, Краснозёрского районов и Бердска.

Мастерская в классе

В этом учебном заведении обучаются 17 детей с ограничениями по здоровью, для каждого из ребят разработано индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. С конкретными примерами по составлению образовательных маршрутов, включающих учебный план, расписание уроков, внеурочных и коррекционных занятий, выступила завуч школы Ольга Пилипушка.

Поделилась теоретическими выкладками с коллегами Лариса Лоось, педагог начальных классов с богатым опытом работы. На ее уроках осуществляется проектная деятельность, в которую вовлечены все ученики класса, обучаясь главному: размышлять, уметь искать и использовать необходимую информацию, часто вместе с родителями и сверстниками. Сильная сторона проектной деятельности в обучении — высокая мотивация ребенка к получению знаний для самообучения, возможность делиться ими с другими ребятами.

Заинтересовала гостей и практическая часть семинара. Они разделились на группы и побывали на открытых занятиях сразу в нескольких классах. К примеру, у семиклассников в творческой мастерской «Лаковые сувениры» на заключительном этапе школьного проекта, к которому ребята последовательно готовились, изучая историю лаковых миниатюр, готовя презентации. Ранее на уроках технологии детьми были выпилены и покрашены заготовки сувениров, на уроках изобразительного искусства разработан эскиз «птицы счастья», нанесен золотой узор. Сначала учащиеся вспоминали о различных народных промыслах, затем мастера из Палеха, Мстёры и Холуя (в этих ролях выступили старшеклассники) создали артели, посвятили ребят в профи. Те дали клятву, надели на головы повязки и приступили к увлекательному процессу создания сувениров, к слову, получившихся очень красивыми.

Другое коррекционно-развивающее занятие под названием «Морское путешествие» с учащимися начальной школы провела учитель-дефектолог Анастасия Волошина. Педагог показала, как, используя элементы арттерапии, можно решать основную задачу начального обучения — развитие мелкой моторики, воображения и речи. При этом в ходе занятия ребята узнали о животных, живущих в лесостепной зоне, знакомились с морской флорой и фауной.

Комплексные уроки

К логопеду школы Наталье Рулевой за консультацией обращаются со всего района. Свое показательное занятие она проводила с первоклассниками, те составляли синквейны (стихотворения из пяти строчек). Кто пробовал — знает: задание непростое, а вот школьники с ним справились. Стихи получились искренние и эмоциональные. Они, как рентген для специалиста, дают возможность и оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала и оказывать комплексное воздействие не только на речь ребенка, способствуя развитию памяти, внимания, мышления.

На открытом занятии по литературе в шестом классе «Одиссея как героическая поэма» у педагога Елены Черкасовой широко использовались информационные технологии. Ребята, наряду с компьютерными навыками, демонстрировали и другие умения — анализировать литературное произведение, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить цепь рассуждений, осуществлять самоконтроль, строить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым.

5dfe9903f86b97734e73eaaf1557c463.jpg

На внеурочном занятии по математике Татьяна Удалова очень доступно показала, как можно привить любовь к предмету на простом уроке, используя игровые формы, одновременно способствуя развитию у детей эрудиции, смекалки, логического мышления, внимания, памяти, навыков общения. Деловая игра «Экономика домашнего хозяйства» в девятом классе особенно запомнилась не только детям, но и участникам семинара. На протяжении интегрированного урока ребята решали экономические задачи, рассчитывали бюджет «своих» семей, на которые был условно поделен класс, определяли тип бюджета, повторяли основные понятия, раскрывающие суть домашней экономики. Ребята активно работали, в роли взрослых стараясь рационально планировать семейные расходы. 

За круглыми столами был проведен анализ урочных и внеурочных занятий, которые показали участникам семинара. Говорили педагоги и об общих проблемах и сложностях в работе, непростых задачах инклюзивного образования. Вообще межрайонный семинар проходил продуктивно, на высоком организационном уровне, на нем было затронуто много вопросов, возникающих в ходе современных преобразований в системе обучения.

А еще практикующие психологи провели для самих педагогов психологические тренинги, направленные на профилактику профессионального выгорания, научили игре, развивающей внимание, общительность, образную память. Завершила мероприятие концертная программа «Рука в руке», которое подготовила принимающая стороны. 

Елена Черных

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ