Архив:

Волшебный уголок в Дашковской школе

Дашковская школа выиграла очередной конкурс - событие, можно сказать, почти привычное - школа Валерия Маланина с завидным постоянством побеждает в одном конкурсе за другим. На этот раз - в федеральном проекте «Доступная среда».

В паспорте Программы сказано: «Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды».

Дашковская школа и есть - обычное образовательное учреждение, но с 2011 года на её базе разворачивается проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». Восемь детей Серпуховского района учатся, не покидая родного дома, и в школе оборудован специальный кабинет, откуда учителя через интернет ведут «дистанционные» уроки. Программа развивается успешно: учителя освоили технику, новые приёмы обучения и уже три ученика-инвалида выпустились из школы.

Проект «Доступная среда» является, по сути, логическим продолжением этой работы: в подготовленных к конкурсу документах указана цель проекта - «психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их родителей». Что это такое? Учение вообще дело не самое простое, тем более, если возможности ученика ограничены самой природой. И здесь могут возникнуть (и возникают) самые разные осложнения в отношениях между детьми и взрослыми. Школьные педагоги и психологи помогают разобраться в возникших проблемах, решить их, наладить отношения и улучшить самочувствие учеников. Это и есть - «психолого-педагогическое сопровождение».

Дашковская школа вошла в десятку школ Московской области, ставших победителями конкурса, и финансирование проекта, как принято, было долевым. На полученные средства установили пандус при входе в школу и перестроили детский туалет, он теперь приспособлен для детей-инвалидов. Из федерального бюджета на оснащение так называемой сенсорной комнаты было получено почти 714 тысяч рублей. Этот кабинет предназначен для психологической разгрузки детей, для снятия внутреннего напряжения, чувства тревожности, которое часто сопровождает жизнь подростков.

Кто-то хмыкнет: дети-инвалиды учатся, что называется, на дому, так зачем нужен в школе такое дорогостоящее заведение? Тут надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, ученики-«надомники» время от времени приезжают в школу, а во-вторых, замдиректора по учебной работе Елена Мазалова сказала мне, что в каждом из 35 классов Дашковской школы есть дети с хроническими заболеваниями. Как и во многих других школах - к сожалению, здоровье наших детей далеко от идеального. А у больного человека психика особо ранимая, и потому он часто нуждается в «разгрузке».

С устройством сенсорной комнаты меня знакомила её хозяйка - Наталья Шарапова, школьный педагог-психолог. Прежде всего, сенсорная комната для ребёнка - это безопасное пространство, поэтому полы комнаты покрыты мягкими матами и пуфами - идеальная среда для отдыха и расслабления. Кроме того, комната наполнена различного рода стимуляторами, они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. А развитие интеллекта и эмоций ребёнка напрямую зависит от его сенсорного развития, то есть от развития восприятия, поэтому сенсорная комната чрезвычайно полезна для маленьких детей, для учеников начальной школы.

Узнав о победе в конкурсе, дашковские педагоги долго подбирали оснащение своей сенсорной комнаты, но перечислять все здешние «стимуляторы» занятие утомительное. Есть, к примеру, световое панно «Морское дно», потолочная панель «Звёздное небо» и «Звёздный дождь». А ещё светозвуковой стол для рисования песочком, проектор «Морская волна», пузырьковая колонна и даже «жидкий пол», который плывёт цветными разводами прямо под ногами. Удивительные ощущения! И всё это светится, переливается, движется и выглядит как волшебный сказочный уголок.

К сожалению, Дашковская школа живёт в тесноте, не первый год она набирает по четыре первых класса, а здание не резиновое, и единственный недостаток сенсорной комнаты - её малые размеры. Наталья Шарапова разводит руками: одновременно здесь можно заниматься максимум с пятью детьми. А желающих побывать в сказочном уголке, можно не сомневаться, будет предостаточно, и учителя с нетерпением ждут начала работы сенсорной комнаты. Тем более, что она может быть полезна не только детям, но и взрослым - кто сказал, что жизнь не напрягает наши нервы, не заставляет тревожиться по самым разным поводам?

Пока таких комнат в России немного, и можно порадоваться, что одна из них появилась именно в Серпуховском районе.

Анатолий Букин

Источник: Ока Инфо