Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Эксперт о городской среде: Это не право, это обязанность – создать доступность

Два года назад  Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов: в стране решили обеспечить доступную среду для маломобильных граждан. Томск не стал исключением. О том, насколько дело ушло дальше официальных документов, и почему непросто установить обычный пандус в доме, рассказал консультант комитета социального развития Департамента социальной защиты Анатолий Платицин.

Какие меры в Томске предпринимают, чтобы городская среда стала более доступна для маломобильных граждан?

До ратификации Конвенции подвижки тоже были, какие-то частники старались обеспечить доступность, однако единого подхода не было и в итоге эти попытки только ставили барьеры для всех. Сейчас в области ведется государственная программа «Доступная среда на 2014-2016 годы.  Специальная комиссия определяет, насколько здание, например, филармония или больница, доступно для инвалидов. В комиссию входят представители Департамента соцзащиты и члены общественных организаций инвалидов.

Работа в комиссиях неоплачиваемая. Общественные организации привлекают на добровольных началах, они заинтересованы в том, чтобы доступность была сформирована. Поэтому они всегда идут нам навстречу, дают советы: как лучше приспособить то или иное средство, тот же пандус.

А как обстоит дело с небольшими объектами, например, магазинами в спальных районах?

Небольшие объекты, например, частные магазины с неправильными пандусами, проверяются, только если жители отправляют жалобы в департамент соцзащиты. Хотя здесь есть маленький нюанс — частник он и есть частник. Он не всегда пустит комиссию, которая не обладает полномочиями зайти и посмотреть. Обязать собственника установить пандус может только суд. Хотя, вроде бы, законодательно прописано, что должна быть обеспечена доступность, но… на практике у нас есть небольшие пробуксовки.

Для установки пандуса в жилом доме инвалидам следует обращаться в управляющую компанию, это ее обязательство. Если в компании говорят, что нужно согласие всех жильцов, то они, конечно, лукавят. Потому что это не право, это обязанность — создать доступность. Конечно, эта ответственность влечет определенные затраты. Пандус оплачивается за счет управляющих компаний, потому что в программах доступности нигде не предусмотрена такая мера социальной поддержки.

Сколько в среднем стоит установить пандус?

Пандус на улице стоит в среднем от 25 до 60 тысяч. Если вместо пандуса устанавливается подъемник, то затраты существенно больше. Стоимость подъемника может доходить до 10-15 миллионов рублей.

Какие еще есть трудности при установке пандуса?

Установку нужно обязательно согласовать с пожарными. Сейчас пошли судебные решения по регионам, где по запросам пожарной инспекции демонтируют пандусы, если они угрожают безопасности жильцов дома. Здесь большую роль играет ширина лестничных проемов. Пандус сужает проем, требования пожарной безопасности этого не позволяют.

Но управляющая компания не всегда может установить пандус. Здесь важен вид жилья. Если жилец обращается к нам с этой проблемой, мы, естественно, смотрим, как можно устранить проблему. На практике у нас было два таких обращения — это хрущевка и панельный дом. В панельном мы что-то смогли сделать. А в хрущевках практически невозможно установить пандус, отвечающий всем строительным нормам и правилам. Более того, его демонтируют при обращении пожарных. И как решить эту проблему? Пристроить лифт, вынести наружную стену? Здесь ничего не сделаешь.

В таком случае человек может только самостоятельно переехать в более удобное помещение. Муниципальное жилье, которое строится на данный момент, сразу оснащается средствами доступности. Я сам живу рядом со строящимся домом, видел, что там сделан пандус. И к нам сейчас приходят некоторые застройщики, производят согласование, но это делается не везде.

А как обстоят дела на улице? С дорогами, тротуарами, бордюрами.

За это отвечает городской муниципалитет. Для города это больная тема. У нас есть низкопольные троллейбусы, «социальное такси». Если ввести один социальный маршрут, который охватывал бы все значимые для инвалидов объекты, можно вообще закрыть проблемы транспорта. У нас проблемы именно с сетью дорог. Например, нет понижающего бордюра на пешеходных переходах, чтобы инвалид-колясочник мог беспрепятственно съехать. Но, когда начинаешь говорить об этом с теми же строительными организациями, они говорят, что их дело решено, дорога протянута и дорога качественная. Суть в том, что к дорогам не установлены требования, в которых прописана доступность.

Если говорить о конкретных проблемах, например, о подземном переходе на Иркутском тракте, то это ответственность муниципальной дорожной сети. Я об этой проблеме знаю, сам чуть спину не сломал на том подземном переходе. Он был построен давно, и, конечно, никакая коляска там самостоятельно не съедет. Более того, там и пройти проблематично. Когда вода попадает на ступеньки и замерзает в холод, то превращается в каток. Муниципалитет, как может, чистит. Работа в этом направлении ведется. В 2015 году муниципалитет подает предложение по обеспечению доступности. Попадет ли переход на Иркутском тракте в эту программу и когда, неизвестно.

Екатерина Погудина

Источник: Сибтерра

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ