Офис по правам людей с инвалидностью и НИИ труда поочередно представили свои концепции разработанных программ.
Надо сказать, концепции отличались по многим пунктам. Далее последовала дискуссия, но чиновники так и не дали внятных ответов на поставленные людьми с инвалидностью вопросы. Бессмысленно дублировать вербальную руду, которую сотрудница структуры Минтруда монотонно читала с ноутбука. Важно услышать тех, кто не понаслышке знает о проблемах людей с инвалидностью.
Попытка компромисса
Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский:
- В прошлом году началась работа над созданием программы по безбарьерной среде, и мы вступили во взаимодействие с исполнителями. Мы участвовали почти во всех этапах обсуждения концепции госпрограммы, и наша позиция такова, что программа по созданию безбарьерной среды не справляется со своей целью.
Мы решили объединить программы и сделать единую комплексную по интеграции, тем более, что скоро должна быть принята Конвенция о правах инвалидов. С этой идей мы проехали по областным комитетам, нашли консенсус по ряду вопросов. Вывели общую проблематику, которую представили в концепции. Минтруда выступило со своей идей объединения концепций в единую программу интеграции. Но их концепт несколько отличается от нашего видения проблематики. Сегодня появилась возможность представить два разных подхода к формированию госпрограммы. Попытка найти вариант программы, который бы максимально устроил всех.
Вложить деньги для галочки?
Председатель Беларусского общества инвалидов Владимир Потапенко:
- Надо определиться, с какими критериями мы будем подходить к этой проблеме? Конкретные вопросы, касающиеся жизнедеятельности основного спектра инвалидов, к сожалению, остались вне финансирования последней госпрограммы. Это результат неправильного подхода при формировании программы.
Разбежка между официальной оценкой выполнения всех (!) госпрограмм и нашей - почти в два раза. А почему? Мы оцениваем по критериям эффективности выполнения мероприятий, а Минтруда - по критериям количества. В частности, количеству пандусов или пешеходных переходов. Они их типа как обустроили, деньги вложили, но через этот пешеходный переход человек с инвалидностью как раньше не мог перебраться, так и сейчас не может. Мы оцениваем его как недоступный, не выполненный. А они - как доступный. Такие же критерии и по другим мероприятиям.
Мы разговариваем на разных языках.
Консультанты госпрограмм США - люди с нарушениями зрения, слуха и в инвалидной коляске
Председатель Беларусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Елена Титова:
- Мы представляем здесь своих детей, которые, в основном, не могут говорить, читать и писать. Первая и очередная ошибка государства - нас не пригласили на это обсуждение, а попросили прислать предложения. Крайне необходимо, чтобы мы, представители каждой организации Беларусского общества инвалидов, непосредственно участвовали в обсуждении выдвижения каких-то принципов и приоритетов, в том числе планировали приоритетные сферы для людей с инвалидностью.
Хотя я полностью согласна с Владимиром Петровичем Потапенко и нахожусь в недоумении, например, по поводу, того, что значит "приоритетные" сферы для инвалидов?.. Путешествия - это приоритетная сфера? Инвалид - это не тот человек, у которого нет руки, ноги или зрения. Это тот человек, который не может воспользоваться всем тем, чем можете воспользоваться вы.
Почему нас надо приглашать? Однажды на мероприятиях Ассоциации я задала вопрос родителям-лидерам организации: если бы в вашей семье не появился ребенок-инвалид, вы бы сегодня занимались проблемами таких детей? Два человека только подняли руку из семидесяти. Я к чему говорю: когда в твоей семье рождается такой ребенок, и ты проживаешь с ним 20-30 лет, ты более чем знаешь, что ему надо.
Я видела идеальный вариант в Министерстве труда и социальной защиты в Вашингтоне, благодаря американской программе. Когда нас там принимали, то за столом сидели постоянные консультанты подготовки законопроектов госпрограмм США - люди с нарушениями зрения, слуха и в инвалидной коляске.
Там я увидела полное решение проблем инвалидов. Понимаете, вы не можете знать и решать не ваши проблемы, и это не ваша вина (здесь и далее обращается к чиновникам из НИИ труда. - ЕвроБеларусь). Необходимо, чтобы нас включали в подготовку госпрограммы - в комиссию, рабочую группу, куда угодно! - чтобы отслеживать результаты работы. Это вполне реально.
То, что вы здесь рассказали о безбарьерной среде, так это уже давно все есть, совет целый! Но на республиканском совете Министерство архитектуры стоит обычно как мальчик для битья и говорит: а заказчик как закажет, так и делают. Сделали виноватым заказчика, который говорит: у меня здесь не будет инвалидов. А так как он платит за необходимую архитектуру, никакие законы, оказывается, не действуют.
Дошло до того, что Евгений Шевко (председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников. - ЕвроБеларусь) показал вице-премьеру на заседании слайд, на котором пандус уходил в глухую стену. Никакой реакции. Кошмар! Хотя в Совете министров заместитель главы правительства лично убедился в том, что пандус сделан неправильно!
Поэтому я считаю, что, прежде всего, нужно активно лоббировать участие в разработке госпрограммы людей с инвалидностью.
Я узнавала в НИИ труда и в Минтруда, насколько наши предложения будут учтены. Сказали: ну, вы же понимаете, что все они не будут учтены, все они требуют финансирования. Будут только те, на которое выделят деньги. Все! Без нас…
Возьмите колясочника на работу в Минтруда!
Заместитель председателя Беларусского товарищества инвалидов зрения Михаил Антоненко:
- Очень часто в СМИ, в том числе, на уважаемом мною TUT.BY, дается информация о том, что в Минске то 64% объектов стали доступными для инвалидов, то 79% - цифры пляшут. Просто пожелание: хотя бы уточните у нас, соответствуют эти цифры правде или нет. Кроме того, для инвалидов по зрению в Беларуси нет ни одного объекта, который бы соответствовал требованиям даже того ГОСТа, который сегодня существует. Даже объекты нашего БелТИЗ в полной мере не соответствуют.
Поэтому я полностью разделяю мнение коллег, что все госпрограммы носили декларативный характер. В конце выполнения каждой программы ответственное министерство делало нам запрос для ее оценки, и мы всегда писали, что наши пункты не выполнены.
Разовые вкрапления - малевание ступеней для слепых в метро - носят, поверьте, бутафорский характер. Месяц-другой прошел, они стерлись, и до свидания! И месяц или два наши сотрудники снова бегают и уговаривают, чтобы покрасили. А нужно всего лишь раз покрасить нормальным нестираемым материалом, противоскользящим, который нужен для меня, слепого человека, ведь я не вижу цветового контраста. И в программе это написано. Все декларативно.
При подаче своих предложений все мы исходили из поддержки международной Конвенции.
Даст Бог, мы присоединимся к ней, подпишем и ратифицируем! В ней собран опыт многих развитых стран, которые занимаются проблемами инвалидов. В этом документе отражены все устремления к тому, чтобы инвалид не был обузой для общества и не чувствовал своей инвалидности. Потому что данная проблема затрагивает всех: сегодня ты здоров, а завтра - инвалид.
Кто сегодня допустит, чтобы я был начальником отдела соцзащиты в самом маленьком районе Беларуси? Или, чтобы Владимир Петрович Потапенко председателем исполкома? Да ну, о чем речь… Человек в Минтруда, занимающийся техническими средствами реабилитации инвалидов, должен сам чувствовать и знать, что такое быть инвалидом. Образуется вакансия - да возьмите туда колясочника, слепого или глухого человека, и у вас, как у председателя комитета или министра, будет более четкое представление о проблеме!
В Англии господин Бланкет, слепой человек, руководил несколькими министерствами много лет. И то подал в отставку лишь из-за связи со своим секретарем. Вот уровень развития общества.
Диалог
Показателен диалог между Еленой Титовой и молодой чиновницей из НИИ труда:
- Что дешевле государству - укрупнять интернаты или все-таки создавать среду, где живет человек? Кто сегодня это посчитал? Кто в НИИ труда хотя бы составил алгоритм того, каким образом нужно тому же Министерству финансов просчитывать, в какой ситуации может оказаться страна через пять лет?
- Это должно делать Министерство финансов, а не мы, извините!
- А данные туда кто должен давать?
- Мы предлагаем инструменты, которые улучшают положение инвалидов, направленные на решение задач, которые мы закладываем в программу.
- Инструменты…
Елена Борель
Источник: ЕвроБеларусь