Архив:

Можно ли говорить о доступности минского метро

Встретить инвалида в минском метрополитене – большая редкость. Но не потому, что они не любят подземку, они физически не могут воспользоваться "самым удобным" общественным транспортом столицы. В рамках проходящей в Беларуси Недели доступности, 10 июня в Минске был представлен российский проект "Метро для всех".

Цель проекта – создание онлайн-сервиса, рассказывающего о доступности метро в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. Авторы проекта разработали своего рода навигатор в виде веб-сайта и мобильного приложения, благодаря которому люди с ограниченной мобильностью и все желающие могут узнать, какими станциями можно пользоваться беспрепятственно.

Инициаторы проекта приехали в Минск, чтобы изучить станции нашей подземки. И совсем скоро сервис дополнится информацией о доступности минского метрополитена.

"Наша задача собрать и представить информацию о доступности метро в разных городах. С помощью современных технологий мы наглядно показываем, как человек может пройти от конкретного входа до станции метро. Как лучше доехать из точки "А" в точку "Б", с какими проблемами придется столкнуться", - рассказывает руководитель проекта "Метро для всех" Максим Дубинин.

На исследование беларусского метро авторы планируют потратить несколько дней, после чего все данные поступят на сервис в виде отдельной карты.

Зачем исследовать доступность метро?

Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский уверен, что результаты исследования будут полезными для расширения информации о возможностях использования метро людьми с нарушенной мобильностью. "Исследовать будут в основном доступность для людей с нарушенной или ограниченной мобильностью. К этой категории относятся не только люди в инвалидных колясках, но и пожилые люди, имеющие временные повреждения, люди с сумками и чемоданами, мамы с колясками и так далее", - поясняет он.

Кроме минчан и гостей столицы, результатами исследования могут заинтересоваться и городские власти.

Можно ли говорить о доступности минского метро?

Невооруженным взглядом заметно, что минское метро не снабжено элементами инфраструктуры, необходимыми для людей с инвалидностью. И все же последние открытые станции застройщики попытались сделать более доступными. Насколько они окажутся применимы на практике, можно будет узнать после исследования специалистами.

Кстати, в московском метрополитене доступными для людей в инвалидных колясках оказались 14 из 194 станций.

"Не исключено, что ситуация с минским метро не будет радикально отличаться от Москвы. В Минске все же есть свои особенности: у нас нет такого изобилия швеллеров, дверные проемы в Минске более стандартизированы, но у нас нет станций, которые бы находились на поверхности и благодаря этому были полностью доступны", - считает Сергей Дроздовский.

Обеспеченных доступностью входов и платформ единицы. По информации Минсктранса, новые станции на Московской линии "оборудованы безбарьерной средой в полном объеме".  Усложняет ситуацию то, что попадая в метро в этих точках, человек с ограниченной мобильностью не может быть уверенным, что приехав на другую станцию, он сможет без проблем выйти из подземки. Узнать, какие из станций доступны для людей-инвалидов, на сайте Минсктранса невозможно.

Координатор проекта "Метро для всех" Анна Смирнова, которая приехала из Москвы, считает, что ситуация в Беларуси не критичная, но доработки в плане доступности необходимы.

"Из того, что я видела на 8-ми станциях метро, где побывала, можно сделать вывод, что практически все подземные переходы у выхода из метро оборудованы спусками. В каком они находятся состоянии и можно ли ими пользоваться безопасно – это уже другой вопрос. В Москве с этим ситуация обстоит намного хуже, - делится впечатлениями Анна Смирнова. - Одна станция из тех, где я побывала, точно доступна для людей в инвалидной коляске, потому что там есть лифт. Можно с уверенностью сказать, что лифт – это универсальный способ решения доступности станций метро".

Координатор проекта "Метро для всех" уверена, что оборудовать лифтами наш метрополитен не сложно, потому что он не уходит глубоко под землю, как в Москве.

Поэтому исследование может быть стартом для обеспечения метрополитена доступной средой для людей с ограниченной мобильностью, а впоследствии и для других категорий с особенностями.

"В минском метро еще многое надо сделать. Например, в поездах европейских метрополитенов первый и последний вагоны оборудованы для перевозки людей с ограниченной мобильностью и для людей с инвалидностью, - говорит Сергей Дроздовский. - У нас таких условий пока нет, как и специальных разделов по работе с такими пассажирами в правилах перевозки пассажиров".

Сергей Дроздовский все же уверен: вместе с развитием безбарьерной среды надо менять отношение работников к людям с инвалидностью.

"Люди с инвалидностью до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда их не пускают в метро. Работники метрополитена не раз выгоняли людей с ограниченной мобильностью, принимая их за пьяного, опасного из-за его особенного движения или по каким-то другим причинам, - говорит он. – Поэтому важно, чтобы административные формы, которые регулируют работу метро, были гармонизированы для инвалидов".

Сделать это возможно через обучение: например, провести несколько лекций, дающих минимальные знания о людях с инвалидностью и о том, как с ними обращаться, не нарушая их права.

Надежда Калинина

Источник: ЕвроБеларусь

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ