Архив:

«Кто, если не я?!»

Ежегодно 8 июня в Российской Федерации отмечается профессиональный праздник «День социального работника». Идея о введении данного праздника возникла в 1994 году на очередной конференции Ассоциации работников социальных служб (ныне — Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников»). Лишь спустя годы, Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000 №1796 «О Дне социального работника» был учреждён профессиональный праздник для всех работников социальных служб, тех, кто в своей деятельности оказывает помощь и поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Немного истории

Дата праздника приурочена к изданию 8 июня 1701 года Петром I Указа, который положил начало созданию государственной системы социальной защиты «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно данному Указу «для десяти больных – в богадельни должен был быть один здоровый, который следил бы за теми и всякое им вспоможение чинил». Дальнейшее развитие системы социальной защиты и становления профессии социального работника происходит при Екатерине II. Во времена её правления создаются учреждения общественного презрения государственного статуса для малоимущих женщин и детей, в них всю помощь и заботу оказывают женщины на добровольной основе.

В эпоху Царской России важным событием в развитии системы социальной поддержки бедных слоев населения стало создание Императорского Человеколюбивого общества в 1802 году. Во время Первой мировой войны общество проделало немалую работу по оказанию помощи участникам войны и их семьям. Всю работу выполняли врачи, медсестры и женщины-добровольцы.

В ноябре 1917 года был создан Народный Комиссариат государственного презрения, в 1918 году он был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения.

В 1946 году образовано Министерство соцобеспечения РСФСР. В условиях плановой экономики все граждане в достаточной мере были социально защищены, вследствие чего дополнительных мер социальной поддержки не требовалось.

Официально профессия социального работника появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 государственного Комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности, такие как: социальный работник, специалист по социальной работе и социальный педагог. С тех пор и идет отсчет функционирования современной системы социальной защиты и поддержки населения в Российской Федерации.

Как обстоят дела сегодня

На данном этапе развития общества, профессия социального работника востребована – в каждом муниципальном образовании субъектов Российской Федерации существуют центры социального обслуживания и иные учреждения социальной защиты. Вологодская область не исключение. Во всех муниципальных районах области действуют Комплексные центры социального обслуживания населения, в которых оказывается поддержка гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, действуют Центры помощи семье и детям, центры для реабилитации несовершеннолетних, дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и иные учреждения социальной защиты. Как сообщает пресс-служба правительства области, на сегодняшний день социальные услуги оказывает 91 учреждение социального обслуживания населения, в которых трудятся 7 тысяч сотрудников.

Как показывает практика, в основном, социальными работниками становятся женщины, социальных работников мужчин – единицы. Примечательно, что и молодые люди не страшатся такого ответственного и тяжелого труда. О том, как проходит рабочий день рядового социального работника и легко ли им быть – постараемся узнать сегодня.

Один день из…

Одним солнечным будничным утром я встретился с молодой улыбчивой девушкой 28 лет, матерью двоих детей, по имени Кристина. Кристина вот уже пять лет работает социальным работником в одном из Комплексных центров социального обслуживания населения Вологодской области. Казалось бы, 5 лет – опыт небольшой, но за этот период девушка успела помочь не одному десятку граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Обменявшись парой приветственных фраз, выясняем, что в течение дня нам необходимо посетить трёх граждан и оказать им посильную помощь и поддержку в домашних делах. Для начала девушка обзванивает своих подопечных и уточняет список необходимых для покупки продуктов питания и лекарств, а также удобное время для визита. По дороге в магазин, Кристина поделилась, что в среднем на её участке находится 7 человек, в основном это одинокие граждане пожилого возраста. Периодичность их обслуживания варьируется от ежедневного посещения до 2-3 раз в неделю. Мы заходим в ближайший магазин, Кристина тут же начинает выбирать товары согласно заявленному списку, тщательно отбирает продукты и внимательно следит за их сроком годности. Старается выбрать именно те продукты, той марки, которые ей заказали. «Пожилые люди очень восприимчивы и консервативны, поэтому я стараюсь лишний раз их не беспокоить, и принести те продукты, которые заказали, даже если порой приходится заходить в несколько магазинов», – пояснила девушка. Взяв все чеки, сумки мы направляемся к нашему первому подопечному. В дверях квартиры нас встречает 78-летняя Надежда Ивановна. Женщина проживает одна, дети живут вдалеке, приезжают в гости крайне редко, муж умер несколько лет назад. А ходить в магазин да выполнять уборку дома здоровье Надежде Ивановне уже не позволяет. «Вот и выходит, что единственная опора и помощница у женщины – это я», – говорит Кристина. Пока девушка разбирает сумки, составляет новые заказы, Надежда Ивановна рассказывает о том, что с Кристиной ей очень легко и просто, можно и на здоровье пожаловаться, и новости последние обсудить, и поговорить о жизни, вспомнить молодость. «Ведь нам, пожилым да одиноким разговоры нужны, а с кем поговорить, если кроме как телевизора никого и не видишь? А Кристина мне как внучка родная», – вздыхает Надежда Ивановна, лицо которой научилось за долгие годы выражать одновременно и тихую радость доброй улыбкой запавшего рта, и вековую грусть вечно заплаканными глубокими глазами. Выполнив все необходимое, попрощавшись с хозяйкой, двигаемся дальше.

На этот раз идём сначала в поликлинику за новыми рецептами на лекарства, затем в аптеку и магазин. По дороге ведём беседу, особо интересует вопрос, почему молодая девушка вдруг решила пойти в социальные работники, в то время как её ровесницы работают в банках и в прочих коммерческих структурах. Кристина пояснила, что во время учёбы в педагогическом колледже, она попала на практику в центр социального обслуживания, в котором и осталась работать (с перерывами на декрет). «Помогать другим людям было правилом во все времена, да и не то, что правилом, а естественным делом, долгом, так меня воспитали родители. Учитывая то, что современный мир предъявляет к нам жёсткие требования, где уже, казалось бы, нет места добру и взаимопомощи, ты, помогая другим людям, даёшь понять, в первую очередь, себе, что ещё не всё потеряно», – добавила девушка. И вот, вооружившись продуктовыми сумками и лекарствами, мы заходим во вторую на сегодня квартиру. Здесь нас ждут 67-летняя Вера Николаевна и ее сын Валерий (инвалид с детства) да маленькая собачонка. Собака визгливо залаяла, увидев незнакомца (к Кристине-то она уже давно привыкла). Пенсионерка привыкшим «уймись», брошенным маленькому защитнику, тяжело поднимается с кресла с целью поприветствовать и обнять свою гостью. «Сидите, сидите», – останавливает бабушку социальный работник и идёт к ней навстречу. У Веры Николаевны в последнее время отказывают ноги, поэтому помощь Кристины им крайне необходима. Выполнив действия по уже знакомому мне алгоритму (продукты, лекарства, уборка), отправляемся на прогулку с собакой. Узнаю, что в обязанности социального работника входит как гарантированный законодательством комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических услуг, так и дополнительные социальные услуги, которые оказываются за отдельную плату. В их число как раз-таки и входит выгул домашних животных, мытьё окон, глажение белья, поливка и пересадка комнатных растений. После прогулки, Вера Николаевна уговаривает нас остаться на чашку чая, но по правилам и стандартам этики социального работника этого делать нельзя. Кристина вынуждена корректно отказаться, ведь впереди ждут ещё люди, которым тоже нужна её помощь. «Пожилые люди очень привыкают к своим социальным работникам, и называют нас своими дочками, внучками, могут позвонить в любое время на телефон, просто пообщаться, узнать как дела, обсудить новости. Разрыв с социальным работником, если он происходит по какой-либо причине, воспринимают тяжело, болезненно. Нового сотрудника зачастую не принимают, критикуют, жалуются на него руководству и просят вернуть прежнего. И мы к ним привыкаем, они становятся для нас своего рода членами семьи», – добавляет Кристина.

Прокладываем новый маршрут и снова пешком, опять магазин, аптека, впереди Кристину ждут приготовление еды, генеральная уборка квартиры. Работа не лёгкая, не только из-за физических нагрузок (тяжёлые продуктовые сумки, нагрузка на ноги, очереди и пр.), но и в психологическом плане: видеть своих подопечных, пожилых, немощных, одиноких, видеть, какие страдания они испытывают – это может поистине человек с открытой душой и железными нервами. «Честно сказать, работа тяжёлая, но когда видишь результат, знаешь, что помог человеку, чувствуешь удовлетворённость и спокойствие, которые затмевают все тяжести нашей профессии. И хочется идти снова вперёд, дальше помогать людям. Ведь кто, если не я?!», – со смехом заключает Кристина ответ на мой вопрос «не хотелось ли всё бросить и найти другую работу?».

Заходим в третью квартиру, здесь нас встречает семейная пара, Зоя Михайловна и Борис Петрович, прожившие бок о бок пол века. К сожалению, с возрастом здоровье не балует, Борис Петрович перенёс инсульт и теперь частично парализован, Зоя Михайлова вот уже 3 года как не выходит на улицу. Так и живут «пленниками» своей маленькой однокомнатной затемнённой квартирки. Пенсионеры делятся новостями, рассказывают о полученной открытке от давних друзей из Белоруссии, но также сообщают и печальные вести. На днях, после получения пенсии, в квартире раздался звонок, пришла молодая пара предлагать чудо техники «умные утюги да чайники», а после визита сей пары, Зоя Михайловна не досчиталась в своем шкафу определенную сумму средств, которые были отложены на чёрный день. Тут Кристина начала проводить разъяснительную работу с пенсионерами, отчитывая их как маленьких детей за то, что открывают дверь посторонним людям. Задача социального работника предоставить телефон социальной службы, к которой они относятся, телефоны экстренных служб, рассказать о распространенных фактах мошенничества, и дать установку на то, чтобы впредь не пускали в квартиру незнакомых людей. Пока Кристина вновь занята хлопотами по хозяйству, мы беседуем с Зоей Михайловной. Уже более десяти лет женщина пользуется услугами Центра, 4 года ей помогает Кристина. «С Кристиной у нас полное согласие, гармония и взаимопонимание», – говорит Зоя Михайловна. За разговором время летит быстро и незаметно, женщина погружается в воспоминания о молодости, военном времени, с гордостью показывает свои награды и медали, альбом с потрёпанными фотоснимками когда-то молодых счастливо улыбающихся людей, взирающих из прошлого на усеянное морщинами собственное будущее. Как бы мне этого не хотелось, приходится уходить. Ведь Кристине ещё надо успеть навестить одну бабушку, которая находится в больнице. «Вы уж не ходите со мной, а то итак находились, устали», – улыбаясь, говорит девушка. Я не уступаю, иду дальше.

Направляемся в больницу. Там нас ждёт Анна Васильевна. С порога Кристина интересуется состоянием её здоровья, достает фрукты. Анна Васильевна оживляется, рассказывает о ходе лечения, о том, каково ей лежать в больнице. Вскользь упоминает, что домой ей возвращаться не хочется, там у неё живёт сын, который недавно вернулся из мест лишения свободы и теперь сидит на шее мамы, требует с неё деньги и даже избивает её. «Дочь живёт в Москве, всё зовёт к себе, но я не хочу, здесь я прожила всю жизнь, да и если уеду, неизвестно, что с сыном будет», – с грустью говорит Анна Васильевна. Кристина успокаивает женщину, говорит, что будет помогать ей, как и прежде, оплатит коммунальные счета, получит пенсию, а после выписки – проведёт генеральную уборку в квартире. Пожелав Анне Васильевне скорейшего выздоровления, выходим на улицу. На часах уже начало шестого. Завтра у девушки новые подопечные, новый поход по магазинам, на почту – список дел бесконечен. «Для живущих в частных домах необходимо еще и дров принести и воды натаскать», – перечисляет Кристина.

Вот и подошёл к концу наш совместный рабочий день. Кристина, извиняясь, прощается и бежит в детский сад, где её ждут свои малыши. По дороге девушке необходимо привести мысли и чувства в порядок. Нельзя, чтобы увиденные на работе страдания людей отражались на лице социального работника, когда он среди своих близких, также как и семейные проблемы лучше оставлять дома, а не приносить их к своим подопечным. «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах…» социальный работник обязан быть отзывчивым и понимающим, духовно и морально сильным и невозмутимым, но принимающим человеческие слабости, стойким и терпеливым человеком.

Проведя целый день с социальным работником, понимаешь, что все бабушки разные, со своим характером и темпераментом. Но Кристине повезло – ее подопечные замечательные, любящие, ценящие доброту и помощь люди. А быть может, сама Кристина – удивительный человек, которая учитывая психологические особенности людей, чутко воспринимая людские проблемы и горести, полностью отдаётся своей работе. В дальнейшем у Кристины планы пойти получать высшее образование по специальности «социальная работа». На душе становится светлее, когда осознаёшь, как много их, таких добрых, чутких, отверженных женщин в нашей стране, которые, не смотря на все трудности, приносят радость, заботу, поддержку тысячам нуждающихся в помощи людям.

Алексей Фишев

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ