Архив:

ПРАВАльная СИТУАЦИЯ. Лицам с ограниченными возможностями приходится отстаивать свои права в суде

В Кыргызстане насчитывается около трех десятков неправительственных организаций, специализирующихся на защите прав инвалидов. Одни «опекают» ветеранов войны и труда, другие — ликвидаторов чернобыльской аварии, третьи — нетрудоспособных матерей-одиночек, четвертые — психически больных, пятые — искалеченных детей... Но оказать своевременную помощь уязвимым в правовом отношении гражданам, как выясняется, могут лишь единицы.

Пару недель назад в СМИ появилась информация о том, что члены Ассоциации женщин-инвалидов попали в весьма затруднительную ситуацию. Председатель ассоциации Асипа Мусаева еще в 1999 году получила в 10-м микрорайоне столицы земельный участок, на котором общими усилиями был построен небольшой магазин, где по социальным ценам продавали продукты питания, а также сувениры, изготовленные руками женщин с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Участок изначально разделили на две части, магазин занял лишь одну из них, а другая пустовала. И все было в порядке до тех пор, пока чужой земельный надел не приглянулся, как утверждают члены ассоциации, районным чиновникам. Недавно активистки направили президенту, мэру и омбудсмену письмо, в котором просят защитить их от произвола органов местного самоуправления.

С Асипой Мусаевой мы встретились в офисе ассоциации. Прежде чем начать разговор по существу, женщина продемонстрировала мне целый талмуд документов по оспариваемому земельному участку. Среди них, разумеется, есть и выданный Бишкекглавархитектурой чертеж, на котором определены границы надела.

efa8176e86498878d250620b1ad337be.jpg

— Проблемы начались несколько месяцев назад, — рассказала Асипа Мусаевна. — На свободной половине нашего участка стали корчевать деревья, копать землю, и никто не объяснял, что творится. А 16 февраля архитектор Октябрьского района Болот Мамбетов заявил, что поставит там два контейнера. Я обратилась в Бишкекглавархитектуру, к главному архитектору района Жороеву, но он сказал только, что эта земля выделена другому человеку.

Перепуганные женщины-инвалиды поторопились взять кредит в банке и сами установили на участке два торговых контейнера. Однако их действия были признаны незаконными, спустя несколько дней сотрудники «Тазалыка» демонтировали контейнеры с помощью тяжелой техники и увезли в неизвестном направлении…

Чтобы как-то помочь членам ассоциации, я обзвонила порядка десяти организаций, оказывающих правовую поддержку инвалидам. Но на одних телефонах срабатывал автоответчик, на других — факс, некоторые номера вообще не обслуживались. В тех НПО, куда я все-таки дозвонилась, в помощи женщинам отказали на том основании, что «деятельность проекта приостановлена». При этом меня просили не указывать название организации. «Нам не нужно проблем с прессой. Просто пока нет финансирования, помочь ничем не можем»,— объяснила сотрудница одного фонда.

Алло, мы ищем альтруистов!

Готовность поддержать членов женской ассоциации выразил только Общественный фонд по оказанию юридической помощи инвалидам. Учредитель фонда — экс-депутат Бишкекского городского кенеша Толкунбек Исаков, член Кыргызского общества слепых и глухих — вспоминает, что в начале 2000-х к нему, бывшему воспитаннику интерната и выпускнику КГНУ, часто обращались за консультацией друзья и знакомые, у которых не было денег на услуги опытного юриста. Первое время Толкунбек принимал людей в кабинете, выделенном ему КОСиГ, а потом при поддержке Департамента занятости населения стартовал отдельный проект по оказанию правовой помощи инвалидам. С точки зрения заработка место было бесперспективным, поэтому некоторые коллеги Исакова довольно скоро подали заявления об увольнении.

— К сожалению, не все лица с ограниченными возможностями здоровья, попавшие в трудную жизненную ситуацию, имеют возможность бесплатно получить квалифицированную правовую помощь, — резонно отмечает собеседник. — А в силу малограмотности и доверчивости многие становятся жертвами мошенников. Недавно в нашей практике был такой случай: женщина-инвалид по слуху, у которой есть слабослышащий ребенок, по просьбе знакомой оформила свою квартиру на другого человека, а потом «черные риэлторы» за короткое время несколько раз переоформили договор купли-продажи. Нашим адвокатам пришлось приложить немало сил, чтобы все сделки с недвижимостью были признаны недействительными, а документы — поддельными. Теперь эта женщина вновь проживает с ребенком на своей законной жилплощади. А вообще, мне непонятна позиция судей по некоторым делам инвалидов. Когда дело касается защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, отдельные служители Фемиды, по моим наблюдениям, не гнушаются вымогать у них деньги. Это просто дикость какая-то… Хотя встречаются и судьи с большим сердцем, которые, напротив, всегда готовы пойти навстречу инвалидам.

За год в офис фонда обращаются порядка 350–400 человек. Иногда здешние специалисты ограничиваются устной консультацией, иногда им приходится вмешиваться в работу районных УВД, органов прокуратуры, судов. Адвокаты фонда берутся за все виды дел: административные, гражданские, уголовные. Когда наступает межпроектный период и грантовый ручей временно «пересыхает», Толкунбек, по его признанию, оплачивает деятельность организации из своего кармана.

a7a9f3775600896c018d03e92cf2b376.jpg

— Скажите, а лица с ограниченными возможностями здоровья часто бывают нарушителями общественного порядка?

— Конечно, отдельные инвалиды становятся участниками бытовых драк, хулиганят и даже отбывают наказание в колониях. По нашей статистике, чаще всего к уголовной ответственности привлекаются мужчины-инвалиды. Но вот не так давно был случай: пожилая глухонемая бишкекчанка затеяла драку в общественном туалете на Ошском рынке. На нее завели уголовное дело, состоялся суд. Наш адвокат присутствовал на всех заседаниях, и во время очередного из них стороны, к нашему удовлетворению, пошли на мировую. Другая женщина-инвалид, работающая дворником, несколько лет назад самовольно захватила подвальное помещение в многоквартирном доме и проживает там до сих пор. Периодически устраивает скандалы, требует узаконить эту каморку и просит нашего содействия в противоправном деле...

— Легко ли инвалидам по зрению и слуху «контактировать» со следствием и судебной системой?

— Не сказал бы. Например, следователь одного из районных УВД Бишкека в течение долгого времени допрашивал глухонемого мужчину без сурдопереводчика. Только благодаря нашему вмешательству инвалиду, подозреваемому в совершении тяжкого преступления, предоставили специалиста, а позже в суде он был оправдан.

— Какое выигранное дело считается в вашей организации самым «громким»?

— Оно рассматривалось в Караколе в 2010 году, сотрудники фонда тогда судились с «Востокэлектро». Об этом случае писали многие СМИ: шестилетний мальчик Баймырза Казакбаев залез в открытую трансформаторную будку и получил сильнейшие ожоги. Руки ребенка буквально обуглились от прикосновения к высоковольтному кабелю. Врачи готовили его к ампутации, но мать обратилась к известному хирургу Мусе Матееву, и руки ребенку удалось сохранить. Тем не менее мальчик остался инвалидом. Родители признались, что не могут оплачивать услуги адвокатов, и обратились за помощью в наш фонд. Юристы подготовили судебный иск к «Востокэлектро», было возбуждено уголовное дело. Недавно предприятие выплатило последнюю часть компенсации на лечение ребенка — всего перечислено 3 млн сомов. Сейчас Баймырза, перенесший несколько тяжелейших операций, закончил третий класс, он самостоятельно пишет и бегло читает.

— Как можно попасть на прием к сотрудникам вашего фонда?

— Надо просто предъявить документы, подтверждающие инвалидность: справку МСЭК, пенсионное удостоверение. Мы готовы оказать правовую помощь каждому инвалиду, фонд занимается широким спектром проблем. Наш телефон — 47-96-45. В последнее время все чаще поступают жалобы по поводу нарушения права на доступ к образованию — детей-инвалидов не принимают в общеобразовательные школы, хотя юридических оснований для отказа нет. Не каждый директор учебного заведения способен понять и внедрять инклюзивное образование.

Кроме правозащитной деятельности, наш фонд работает и над внесением поправок в законодательство. К примеру, в 2008 году был принят закон «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», авторами которого являемся мы. Кыргызстан — единственная страна на постсоветском пространстве, которая заменила в законодательстве термин «инвалиды» на «ЛОВЗ».

Елена Тихоненко

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ