Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Ниша инватуризма свободна, но никто ее и не стремится занять

Организация экскурсионных поездок для инвалидов даже по области неприбыльна, признаются игроки туристического рынка Южного Урала. Однако некоторые представители туриндустрии за нее все же берутся, считая это своего рода социальной ответственностью.

Преодолеть барьер

Если верить статистике, то около 10 % населения Челябинской области или 350 тысяч человек имеют ту или иную группу инвалидности. Многим более или менее мобильным южноуральцам состояние здоровья позволяет путешествовать.

— Уже не первый год наши инвалиды, в том числе и колясочники принимают участие в туристических слетах, участвуют в сплавах и даже восхождениях на вершины уральских гор, — говорит Александр Зайцев, заместитель председателя ЧООО ВОИ. — Кроме того, проводятся различные соревнования российского и регионального масштаба по пешеходному туризму и ориентированию. Однако средств на путешествия не хватает — за год нам удается организовать не более двух поездок. Финансируются они из средств ВОИ или по программам социальной поддержки инвалидов.

Хотя некоторые из маломобильных южноуральцев путешествуют и самостоятельно. Причем как в России, так и за рубежом.

— В 2010 году я летал в Египет по путевке. Изначально выбирал такой отель, чтобы в нем было минимальное количество лестниц и перепадов высот, — рассказывает Дмитрий Степанов, представитель Челябинской областной волонтерской организации «ДоброВолец». — Некоторые проблемы были, но их решили быстро и улыбчиво. Египет показал себя неплохо. Если говорить об отдыхе в России, в частности в Челябинской области, то у нас мало что приспособлено для колясочников.

Но такие случаи, скорее, исключение из правил. Далеко не каждый южноуралец с инвалидностью готов морально, материально и физически преодолеть этот барьер.

 «Закрытый» Южный Урал

В целом слабовидящим южноуральцам или «опорникам» об организованном отдыхе, действительно, остается только мечтать: нечасто туристические компании могут им предложить поездку даже внутри региона. Как признаются игроки туристического рынка, проблем, связанных с инклюзивным или инватуризмом, огромное количество, начиная с отсутствия специальных автобусов для колясочников и заканчивая невозможностью большинства объектов принять «особенных» туристов.

— Мы работаем с инвалидами уже на протяжении 10 лет. Чаще всего с группами слабослышащих туристов в рамках путешествий по Челябинской области. У нас даже есть постоянные туристы, которые ездят в составе обычных групп. Они читают по губам экскурсовода, — рассказывает Дарья Ерхова, генеральный менеджер российского отдела бюро международного туризма «Спутник». — Возможности организации поездок для слабовидящих туристов осложняются тем, что далеко не все музеи или памятники имеют аудиосопровождение или тактильные таблички. Что касается колясочников, то здесь огромное множество проблем. Речь идет не только о транспортировке туристов. Чтобы сделать программу доступной и интересной, необходима большая подготовительная работа: найти подъезды к объектам, пункты питания на месте, проверить возможности выхода и посадки и так далее. Нужно признаться, даже внутри региона возможностей для самостоятельного путешествия у малобильных южноуральцев практически нет.

Если и говорить о путешествиях по России, то выбор путешественников в колясках также ограничен: комфортно чувствовать себя они могут только в Москве, Санкт-Петербурге и постолимпийском Сочи, а также Анапе, которая с советских времен более или менее приспособлена для людей с ограниченными возможностями.

Как ни странно, но с зарубежными поездками для инвалидов ситуация обстоит гораздо проще.

— Большинство отелей на популярных среди россиян курортах, прежде чем открыться, должны пройти сертификацию, и один из критериев для получения сертификата — наличие номеров для людей с ограниченными возможностями, — поясняет Дарья Ерхова. — К слову, в Челябинской области далеко не каждый отель может похвастать такими номерами. У нас в городе номера для инвалидов-колясочников есть только в Holiday Inn и Radisson blu hotel.

 Вагончик тронется — турист останется…

Единственная проблема, которая возникает при поездках маломобильных южноуральцев за рубеж, заключается в трансфере. К сожалению, далеко не все поезда имеют в своем составе специально оборудованный вагон для инвалидов-колясочников. Хотя в этом направлении делается все возможное.

— Пока что такие вагоны имеются в составе восьми поездов дальнего следования, — говорит Андрей Бурнашов, начальник отдела обслуживания пассажиров Южно-Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания». — Но за 45 суток до отправления можно сделать заявку и специализированный вагон включат в состав. Также для удобства людей с ограниченными возможностями здоровья для 14 поездов дальнего следования закуплены специальные коляски «Старт», габариты которых рассчитаны и на обычные вагоны.

По словам представителей железной дороги, у них есть регламент по взаимодействию с маломобильным населением и существует центр поддержки таких пассажиров, который может обеспечить колясочникам полное сопровождение. По словам Маргариты Елтовской, начальника производственно-технического отдела ЮУЖД региональной дирекции железнодорожного вокзала, почти все вокзалы оборудованы специальными санитарными комнатами, на некоторых есть наклонные подъемники и ступенькоходы, а также скоро появятся специальные платформы для посадки инвалидов-колясочников с низкой платформы в вагон.

Не меньше проблем при кажущейся доступности среды и в аэропорту. К примеру, челябинский аэропорт при всем его лоске колясочникам недоступен: «воздушные ворота» Южного Урала не имеют даже специального лифта, и колясочников таскают грузчики.

— В московских аэропортах существуют специальные службы по сопровождению инвалидов, есть обычные лифты и амбулифты для посадки в самолет, — делится Дмитрий Степанов. — Сотрудников службы обучают, как общаться с инвалидами, как нам помочь, как коляской пользоваться. В Челябинске этого пока еще нет. Представляете, летит наша команда на соревнования по баскетболу в колясках, и всех таскают грузчики?!

 Нематериальный интерес

Создать в Челябинске специализированную туристическую фирму для инвалидов-колясочников по примеру питерской компании «Либерти», которая стала первой ласточкой в российском инватуризме, нереально, считают эксперты «ЮП». Туризм для людей с ограниченными возможностями сам по себе дороже, чем туризм «на здоровых ногах», так как это немассовые путешествия. Более того, стандартная цепочка проезд-отель-питание-экскурсии должна быть доступна для человека на коляске, и туроператор, собирающийся работать с инвалидами, должен не просто обеспечить им комфортный отдых, но еще и быть уверенным в своем продукте на все 100 процентов.

— Отдельно развивать инватуризм неприбыльно. Энтузиасты не выживут, даже если очень сильно захотят это сделать. Затраты очень велики. Хотя как одно из направлений он может быть востребованным. Для нас, туристической компании с достаточно сильными социальными позициями, это своего рода социальная ответственность. Мы не имеем права обходить эту тему стороной, — рассуждают в «Спутнике», который на протяжении последних лет с завидной регулярностью организовывает поездки для районных обществ инвалидов. — Люди, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, любят путешествовать, и эту возможность давать не то, чтобы можно, а нужно. Любая поездка дает маломобильным южноуральцам множество позитивных впечатлений. Мы давно работаем с детским домом, воспитанниками которого являются дети с ДЦП. После поездок видно, насколько для ребят это важно.

По словам собеседницы «ЮП», несмотря на серьезные временные и трудозатраты при подготовке туров для инвалидов, они стараются не поднимать цены и даже делают скидки туристам на колясках. Правда, сразу оговаривается, что далеко не все экскурсии в прайсе доступны маломобильным южноуральцам.

— Не все меряется деньгами, есть социальные вопросы, которые необходимо решать, — рассуждает Людмила Мосина, президент Челябинской ассоциации туристических организаций. — Мы понимаем, что южноуральцы в силу обстоятельств ставшие маломобильными, не должны быть брошены. И мы будем уделять им максимум внимания.

Чтобы достопримечательности хотя бы Челябинска, не говоря уже об области, стали для «особенных» туристов доступными, начинать нужно с малого, считают представители индустрии отдыха.

— Для того чтобы выйти на европейский уровень, нам нужно для начала посмотреть на то, как человек с ограниченными возможностями здоровья вышел из подъезда и куда направился. И насколько свободно он это сделал, — подытожила Дарья Ерхова. — Если ему будет доступен этот маршрут, тогда будет о чем говорить. Поверьте, инватуризм нужно начинать с доступности города, ближайших объектов. И уже потом можно серьезно говорить о доступности туристических объектов.

Татьяна Александрова