Архив:

Образование с препятствиями. Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей работает вполсилы

Первые дни каникул – и в школьных коридорах уже сгружены парты, стенды с детскими поделками со стен перекочевали в подсобку, классы готовят к очередной побелке-покраске. А воспитанники Валуйской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей коротают дни в школьном дворе в ожидании отъезда домой. Учителям же предстоит подготовить это учебное заведение Белгородской области к очередному, 81-му учебному году.

Пока не поздно

Валуйская школа-интернат – единственное в области учебное заведение для детей с проблемами зрения и старейшее из подобных в России. Основанная в 1934 году, она дала путёвку в жизнь более чем тысяче воспитанников.

Сегодня здесь 54 учащихся в возрасте от 5 до 19 лет, хотя школа в состоянии принять в два раза больше. В былые времена обучалось до 90 человек. Но с переходом на новую систему финансирования количество воспитанников начало резко сокращаться. Во-первых, финансирование пошло через областной департамент образования, а это значит, что доступ сюда открыт только детям Белгородской области, раньше же обучались дети и из других регионов. Теперь, если таковые захотят сюда приехать, перечислять средства должны их регионы. Нетрудно догадаться, что из других областей детей тут нет. Плюс к этому учебные заведения перешли на подушевое финансирование, и общеобразовательные школы стараются принять всех детей со своего микроучастка, в том числе детей с индивидуальными особенностями развития.

«А в общеобразовательной школе ребёнка, который плохо видит, в лучшем случае посадят на первую парту, он не успевает за остальными, зрение продолжает падать, – рассказывает директор школы-интерната Александр Слюсарь. – К нам девочка пришла после третьего класса обычной школы, так она даже букв не знала!»
«У нас 19 детей со зрением 0,4 и ниже, их надо научить передвигаться с тростью, ориентироваться в пространстве, и для этого нужно создавать условия, – продолжает директор. – Мы ведём и коррекционную работу, тесно сотрудничаем с офтальмологическим центром в Старом Осколе. За последние девять лет было бесплатно прооперировано 11 учащихся. На протяжении многих лет ни у одного воспитанника не наблюдалось снижения или потери зрения, а вот улучшение зрения отмечается довольно часто – вплоть до снятия группы инвалидности».
«Меня папа привёз сюда и оставил, домой вернулся, а мать там слезы льёт: забирай его обратно! Отец поехал, а директор тогдашний ему посоветовал не спешить. Пойдём, говорит, посмотрим, что он там делает. Заглянули в комнату, а мы там сидим всей толпой, играем», – вспоминает Семён Капустин.
«Со мной учились дети из разных областей. Вот если бы нашу школу перевели на финансирование из федерального бюджета, то мы снова могли бы принимать детишек из других регионов, – рассуждает он. – Ну и, конечно, надо афишировать работу школы в самой нашей области».
«Здание старое, школа в него переехала в 1946 году, каждый год подлатываем, подмазываем, всё маленькое, тесное, вот кабинет психолога – видите, тут нет места совсем. Хочется, чтобы у детей были современные обучающие методики, у психолога идей много, а где их реализовывать? Нет места, – говорит она и открывает кабинет биологии. Старые парты и шкафы. На стенах пособия с выпуклыми рисунками инфузории-туфельки. – Я 30 лет здесь работаю, и шкафы эти 30 лет тут стоят. Пособия тоже все старые, мы их как можем подновляем, но детям нужны нормальные условия».
«Я эту школу заканчивал в 1964 году, в школе тогда было 90 учеников, вышли грамотные люди, учёные… Такие школы нужны, но инвалидам надо создавать условия, потенциал у школы есть, надо помочь ей, – уверен председатель регионального отделения Всероссийского общества слепых Николай Поклад. – Я этот вопрос не раз поднимал».

В интернате обучение начинается с развития навыков ориентировки, общения, мимики и пантомимики, мелкой моторики рук, зрительного восприятия, социально-бытовых навыков. Ведь ребёнку важно не только научиться читать шрифт Брайля, но и самому себя обслуживать: одеваться, готовить, убирать постель, спускаться с лестницы, поворачивать по коридорам. Элементарные вещи, но как же сложно сделать их не видя!

a732d33d2952c97d38c19647cb69dc79.jpg

В ожидании отъезда домой воспитанники коротают дни в школьном дворе

«Фестивалят»

Под влиянием горячих ТВ-сюжетов о жизни интернатов многие родители боятся привозить сюда детей. В прошлом году из восьми ребят, которым медико-педагогическая комиссия дала путёвку в Валуйский интернат, пришли сюда только два. Остальные по месту жительства или на домашнем обучении. А многие родители вообще не знают о существовании этого учебного заведения. Раньше списки и координаты детей подавала комиссия медико-социальной экспертизы, а сейчас ссылаются, что не имеют права этого делать. Отыскивать своих «клиентов» самостоятельно школа не может. Не имея возможности развиваться в коллективе, дети остаются в четырёх стенах, наедине с компьютером или аудиокнигой, без живого человеческого общения.

Выпускник Валуйской школы-интерната, он отучился сначала в Курском музыкальном колледже, а затем на факультете коррекционной педагогики в Санкт-Петербурге по специализации «тефлопедагог» и вернулся в родную школу работать учителем музыки и информатики.

Рассказывает, что работу свою любит, все дети как родные. Тому подтверждение – многочисленные грамоты и фотоальбомы, свидетельствующие о насыщенной жизни воспитанников. Последние три года его ученики становились лауреатами и победителями открытого Поволжского фестиваля творчества детей-инвалидов по зрению и Международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу». Только за прошлый год – фестивали в Старом Осколе, Казани, Санкт-Петербурге, а ещё всероссийский спортивный фестиваль среди инвалидов по зрению, областной праздник-фестиваль «Преодоление», концерты на предприятиях города и района.

А воз и ныне там

Завуч Елена Жилкина проводит экскурсию по школе.

Учительская, она же комната отдыха и мероприятий, новая – с ремонтом к юбилею школы помогли спонсоры, они же обставили её современной мебелью. Чтобы обновить и остальные помещения, школе нужен не один миллион рублей.

Капремонт, который уже начался в школе, нужно как-то провести на 500 тысяч рублей, выделенные, как рассказало руководство, по этой статье в 2014 году.

Ирина Дудка

Источник: БелПресса