Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Движение без ограничений

Для кого-то автомобиль - это показатель статуса, для кого-то - модный атрибут, а для некоторых - жизненная необходимость. После тяжелой травмы позвоночника машина для Светланы Селезневой стала незаменимым средством передвижения. С какими трудностями в пути приходится сталкиваться водителю с ограниченными физическими возможностями, мы узнали, когда проехались с девушкой по городу.

За рулем Светлана седьмой год. Инвалидность не мешает ей вести абсолютно нормальный образ жизни. Шустрый малогабаритный автомобильчик «Ока» в автомобильном городском потоке «держится» прекрасно: тормоза хваткие, управление удобное. Об этих достоинствах машины Светлана может говорить часами, а о недостатках шутит: мол, все хорошо, только собак боится.

Покатать корреспондента газеты «Волга и Дон» на своей машине Светлана предложила сама, правда, осуществить поездку удалось далеко не сразу. Несколько раз встречу приходилось откладывать: в ее доме не работал лифт. Оказалось, что такая обычная помеха для человека с ограниченными физическими возможностями, который живет в «высотке», является просто непреодолимым препятствием. Но наша встреча все-таки состоялась, и мы этому очень рады.

Несколько лет назад Светлана получила очень тяжелую травму позвоночника. Поступив в Волгоградский государственный университет, Светлана, как и многие студентки из области, снимала в городе квартиру. А родители и младший брат Александр остались жить в поселке Горный Балыклей Дубовского района. Училась заочно, а днем трудилась менеджером в магазине.

Тем роковым вечером она возвращалась домой после работы. В «хрущевке», мимо которой пролегал ее путь, ремонтировали крышу. Она проходила как раз под аркой, когда рабочий уронил рулон рубероида. По жуткому стечению обстоятельств этот 35-килограммовый тюк рухнул с пятого этажа прямо на Светлану. В результате в 24 года - перелом позвоночника и, как неизбежное следствие, - инвалидная коляска.

Врачи пять часов боролись за жизнь девушки. После того как Светлана пришла в себя, она поняла, что больше никогда не будет прежней...
Однако страшный диагноз не стал для девушки приговором.

- Мои родители постарались сделать все для того, чтобы мне было комфортно: они оставили свой дом в сельской местности, бросили работу и переехали в Волгоград, - рассказывает Светлана. - Мы арендовали комнату в общежитии и стали жить все вместе. С молодым человеком, за которого я собиралась выйти замуж, рассталась: я поняла, что его любовь ко мне сменилась жалостью. Что и говорить, жизнь изменилась кардинально, многому пришлось учиться заново. Целый год я проходила реабилитацию, привыкала к новому состоянию. Университет, конечно, пришлось бросить: не до учебы мне было. Самая большая проблема для меня заключалась даже не в резко пошатнувшемся здоровье, а в информационном вакууме. Я не знала, где можно получить поддержку по тому или другому поводу. И тогда у меня появилась идея - создать своеобразную информационную базу для инвалидов. Так родилась новая общественная организация молодых инвалидов «Открытый мир».

Водительский стаж Светы ведет отсчет с 2003 года. В ее семье автомобиля никогда не было. Знакомые посоветовали обратиться в органы социальной защиты населения. Там ей выделили старенький «запорожец», а спустя год новую «Оку» с ручным управлением. На машине в первое время ездил отец Светланы, но девушке всегда хотелось самой научиться водить транспортное средство. И такая возможность вскоре представилась: появились курсы вождения для людей с ограниченными возможностями. Для учеников школы выделили комнаты, где люди занимались и жили в течение месяца.

- Дорожные правила я выучила быстро, - говорит Светлана, - а вот с практикой были небольшие затруднения: все не могла освоить замысловатое ручное управление. Уже через пару месяцев самостоятельного вождения почувствовала себя уверенно. Представляете, даже на восьмом месяце беременности продолжала ездить! Хочу отметить, что знак ручного управления не замечает почти никто, включая сотрудников ГИБДД, которые, останавливая меня, очень удивляются факту моей инвалидности. Дело в том, что не каждый, кто находится за рулем транспортного средства со знаком «инвалид», действительно человек с ограниченными физическими возможностями. Такой автомобиль может просто получить в наследство от дедушки-инвалида его сын или внук. А знак не снимают, чтобы лишний раз не останавливали для проверки. Кстати, сотрудники ГИБДД не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными физическими возможностями. Однажды во время поездки у меня сломалась машина, отказало ручное управление. Со мной рядом находились люди, у которых не было водительского удостоверения. Мы были вынуждены просить о помощи инспектора ГИБДД, но у него, видимо, были срочные дела... В итоге получилось, что мы нарушили Правила дорожного движения: за руль сел человек без прав... Вообще-то я редко задумываюсь о ремонте транспортного средства. Мой самый надежный помощник и советчик в автомобильных делах - мой муж. С ним я познакомилась на концерте, который организовывала сама в поддержку людей с ограниченными возможностями, он звукорежиссер. Я ему доверяю во всем, что касается автомобилей и не только. Кстати, именно супруг мне порекомендовал заправляться автомобильным топливом марки «ЛУКОЙЛ». Сказал, что качество бензина хорошее. Поэтому заправляемся мы только на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».

В странах Запада создание условий для нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями давно уже вошло в государственные программы. И сегодня там трудно встретить, скажем, автобус без пандуса или крупный магазин без специального туалета для инвалидов. Что и говорить, в России пока в этом смысле не все идеально. Для большинства инвалидов-колясочников «выход» в город является уже большой проблемой. И в этом корреспондент газеты «Волга и Дон» смогла убедиться лично! Так, высокие бордюры, неудобные подъездные пути или неисправный лифт становятся непреодолимым препятствием для любого человека на коляске. А что говорить, если человек с ограниченными физическими возможностями садится за руль. Коляску надо погрузить в машину, потом достать - все это тяжело и неудобно! А если требуется заправить автомобиль в дороге, то без посторонней помощи вообще не обойтись. В нашем городе большинство АЗС не достаточно приспособлены для людей с ограниченными физическими возможностями. Конечно, если на автозаправочной станции есть помощник оператора, который помогает заправиться и оплатить счет за бензин, то особых проблем не возникает. А если нет, то все надо делать человеку самостоятельно, а это стоит немалых сил. Многие современные компании предпринимают сейчас усилия, чтобы адаптировать окружающую среду для людей, которые в силу тех или иных обстоятельств ограничены в своих физических возможностях. Среди них и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».

На АЗС № 63, что в Кировском районе Волгограда, есть все условия, чтобы человеку с ограниченными физическими возможностями было удобно и комфортно находиться на заправке. Именно туда мы отправились вместе со Светланой, чтобы посмотреть, как все устроено на этой заправочной станции. Нужно отметить, что АЗС № 63 - одна из лучших автозаправочных станций в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». На заправке чисто и красиво. На АЗС нас встречает помощник оператора ЗС Ольга Булава, которая предлагает заправить машину. Светлана соглашается на эту услугу, но платить за бензин решает самостоятельно. На заправке удобные пандусы и автоматическая входная дверь. Девушка без посторонней помощи заезжает в мини-маркет. Светлана немного удивилась, что на АЗС есть даже туалет, которым без труда может воспользоваться человек, чьи физические возможности ограничены.

- Действительно, все очень удобно устроено, - комментирует Светлана. - Обязательно скажу про эту АЗС своим товарищам, ведь не многие знают, что такие АЗС существуют в нашем городе... Надо же! Даже возле заправки очень красиво, самый настоящий парк. Я рада, что у нас в городе есть такие АЗС. Теперь буду приезжать сюда постоянно.

Виктория Астафурова

Источник: gazeta-vid.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ