Архив:

Робот Каспар для детей с аутизмом

Исследовательская группа Университета Хартфордшира начала разработку искусственной кожи для робота-гуманоида, предназначенного для использования в реабилитации детей-аутистов. Знакомьтесь - его зовут Каспар! Он призван помочь детям с аутизмом для совершенствования их социальной адаптации.

Профессор Керстин Даутенхан и ее команда в Школе компьютерных наук Университета Хартфордшира являются частью европейского консорциума, который работает над рассчитанным на три года проектом Roboskin по разработке роботов с искусственной кожей и встраиваемых в нее тактильных сенсоров.

По мнению исследователей, подобный подход впервые был использован в работе с детьми с аутизмом.

Kaspar был создан как человекообразный робот для изучения взаимодействия роботов и людей в рамках Европейского RobotCub-проекта, который направлен на создание открытого источника роботизированных платформ для интеллектуального развития научных исследований. Группа по изучению адаптивных систем при помощи Каспера изучает использование жестов, мимики, синхронизации движений и их имитации. Кроме того, робот может быть использован для развития исследований в области использования игр для установки контактов и взаимодействия.

Это семейство роботов было использовано в недавнем прошлом, в проекте «Аврора», когда исследовали возможность использования робототехнических систем в качестве лечебного и учебно-методического пособия для поощрения взаимодействия и развития социальных навыков у детей с аутизмом. В настоящее время Каспар и его «братья» используются также и в исследований с детьми с аутизмом, которые являются частью европейского проекта IROMEC, который призван доказать, какую важную роль занимают игры в развитии ребенка, а также использовать игры в качестве важнейшего инструмента для изучения физической и социальной среды, развития самостоятельности и развития социальных отношений. IROMEC предназначен для детей, которые не склонны к играм со сверстниками и педагогами из-за нарушений когнитивных функций или физического развития, а также нарушений, которые влияют на воспроизведение навыков.

Целью создания Каспара было показать какие виды деятельности человека можно воспроизвести с помощью робота и какие проявления эмоций можно имитировать механическими средствами. Создатели Каспара не стремились к достижению совершенного реализма, но этого реализма должно было оказаться достаточно для достижения оптимального взаимодействия с человеком, в т.ч. и ребенком-аутистом.

К подобным выводам пришел японский инженер Масахиро Мори ещё в 80-х годах ХХ века, когда указал на интересный психологический феномен, который он назвал эффектом зомби: чем человекоподобнее и, следовательно, привычнее выглядит робот, тем больше он располагает к себе, но лишь до определённого предела, потому что слишком точная, почти неотличимая от живого человека копия вызывает у людей резкое отторжение. Причём, как ни парадоксально, это неприятие объясняется той же самой способностью тонко чувствовать чужие эмоции, на которую опирался Дейвид Хэнсон, разрабатывая мимику Каспера. Такого же мнения придерживается и Керстин Даутенхан: «Люди на редкость чутко улавливают любую фальшь в поведении собеседника. Они, как правило, сразу видят, в каком тот настроении, замечают, если он расстроен или неважно себя чувствует, даже если пытается это скрыть. Пусть они не всегда сами осознают, что конкретно их насторожило, но если что-то не так, они это обязательно замечают».

Каспар имеет 8 степеней свободы в области головы и шеи и 6 - в руках и ногах. Лицом является кремний-резиновая маска, основанием которой служит алюминиевая рама. Он имеет 2 глаза, оснащенные видеокамерами, а также способен имитировать некоторые проявления человеческих эмоций - улыбаться, выражать недовольство, грусть и т.п.

Ученые будут работать над совершенствованием Каспара. Робот в настоящее время используется доктор Беном Робинсом и его коллеги поощрять социальное взаимодействие навыков у детей с аутизмом. Они хотят, чтобы Каспар не только выражал эмоции при помощи мимики, но и чувствовал различные варианты прикосновения ребенка. Даниэль Полани будет разрабатывать новые технологии датчиков, которые могут предоставить обратную связь при помощи полученной тактильной информации. Цель состоит в том, чтобы сделать робота способным реагировать на различные стили и методы, при помощи которых дети играют с Каспаром, с тем чтобы помочь детям развивать социальные взаимодействия (например, не слишком агрессивно вести себя) при взаимодействии с роботом, а затем и с людьми.

«Идея заключается в том, чтобы часть информации получать через чувствительные датчики робота, т.к. подобный метод передачи информации является очень важным элементом социального развития и коммуникации. Кроме того, тактильные сенсоры позволят роботам обнаруживать различные виды поведения ребенка, что может способствовать или препятствовать развитию определенных социальных навыков», - заявил Керстин Даутенхан.

Проект Roboskin в настоящее время координируется профессор Джорджио Канната из Университета Генуи (Италия). Партнерами по консорциуму являются Университет Генуи, Федеральная политехническая школа Лозанны, Итальянский технологический институт, Университет Уэльса в Ньюпорте, и Университет Кальяри.

По материалам sciencedaily.com и kaspar.feis.herts.ac.uk

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ