
— Когда мы начинали наши занятия, ребят привозили родители, самостоятельно передвигаться по городу наши молодые клиенты не умели, — рассказывает Нина Журавлёва, заведующая социально-реабилитационного отделением ЦСО Советского района. — Теперь почти все добираются до нас сами — на общественном транспорте, пешком.
Сотрудники отделения занимаются с молодыми инвалидами с ментальными нарушениями. Возраст подопечных — от 18 до 34 лет. Сейчас центр посещают 17 ребят.
— Сама жизнь подсказала идею создания программы, ведь молодым людям с ограниченными возможностями здоровья тоже необходимы реабилитационные мероприятия, — говорит Нина Павловна. — У нас в городе есть детские центры, в которых с ребятами занимаются до тех пор, пока им не исполнится 18 лет.
Специально для работы с такими клиентами в центр пригласили социального педагога Анастасию Витальевну Асееву. “Мы понаблюдали за ребятами, посоветовались друг с другом и родителями и решили, что необходимо вводить занятия по социально-бытовой адаптации, — рассказывает Анастасия Витальевна. — Поскольку оказалось, что ребята не умеют выполнять обычные повседневные дела. И чем больше мы занимаемся, тем больше неизведанных для них навыков, дел, вещей выявляется. Самый последний пример: наши девочки не знали, что, прежде чем красить ногти, нужно удалять старый лак. Нам это кажется элементарными вещами, а для них это настоящие открытия”.
— Родители оберегали детей, многие домашние заботы брали на себя, — поясняет Нина Журавлёва. — Кто-то не умел мыть посуду, Анастасия Витальевна научила их этому. Вместе здесь готовили бутерброды, разогревали пищу в микроволновке… Сейчас ребята всё это делают дома. Прогресс очевиден.
Практические наработки “выросли” в целую программу “Социально-бытовая адаптация молодых людей с ментальными нарушениями”. Отметим, что общий курс занятий не имеет строгих ограничений по времени. Такого правила — отзанимался определённое количество часов, уступай место другому — не существует. Подопечные отделения проходят поэтапную реабилитацию.
— Пока новичок ходит на лечебную физкультуру, мы присматриваемся к нему, отмечаем, что может заинтересовать, — рассказывают сотрудники отделения. — Рассказываем о наших творческих кружках. Ведь у нас есть и клуб настольных увлечений, и театральная студия. Когда ребята привыкают к нам, к атмосфере отделения, подключаем занятия по программе адаптации.
Специалисты отмечают: к их рекомендациям подопечные прислушиваются даже больше, чем к советам родителей. “Они воспринимают нас, как ученики начальной школы своих учителей, наказы которых нужно выполнять”, — отмечает Анастасия Асеева.
— На листах Анастасия Витальевна расписывает, какие дела ребята должны сделать дома, какие правила личной гигиены нужно соблюдать, потом расспрашивает, что было выполнено, — говорит Лариса Даурцева, врач-терапевт отделения. — Недавно мы ввели технологию личных дневников. В них наши дети записывают, какими домашними делами занимались. Так и начинается каждая встреча — с рассказа о том, что я сделал полезного для себя и для общества.
В этом году подопечные отделения, прошедшие курс занятий по социально-бытовой адаптации, вместе с социальным педагогом вышли на улицу. “Вместе с социальным педагогом путешествовали по городу, — рассказывает Нина Павловна. — Например, выезжали в центр и гуляли пешком по улицам, слушая рассказы о достопримечательностях Красноярска. Оказалось, что некоторые впервые оказались в центре. Наше последнее выездное мероприятие — поход в кафе. Родители выдали детям деньги. Ребята сами зашли в кафе, разделись, помыли руки, заказали обед, покушали, рассчитались… Не представляете, каким это было для них большим событием”.
— Наша цель — максимально адаптировать ребят, чтобы они не чувствовали себя изгоями в обществе, — говорит Лариса Даурцева. — У многих из них есть страх: ребята думают, что когда идут по улице, все обращают на них внимание. Мы внушаем им, что они такие же, как все. Благодаря занятиям страхи уходят.
Театральная студия, психологические и коммуникативные тренинги, трудотерапия, лечебная физкультура… Список всех занятий и клубов, которые посещают ребята, не перечислить.
— Именно здесь протекает их жизнь, и мы стараемся сделать её интересной и разнообразной, — говорит Нина Павловна. — Скоро начнём заниматься экологическим воспитанием. Мы уже подготовили проект, выиграли грант для его реализации. Будем посещать специализированные музеи, планируем разбить клумбы рядом с отделением. Один из наших подопечных имеет диплом ландшафтного дизайнера, он окончил профессиональное училище № 80. Мы договорились о сотрудничестве с этим учреждением, его специалисты будут помогать в разработке дизайна клумб.
То, что отделение стало центром жизни для этих ребят, — не просто слова. Почти все приходят на занятия гораздо раньше положенного времени. Сидят на диванчиках и общаются друг с другом. “Можно, я у вас посижу?” — спросила девушка Катя, пришедшая в клуб настольных увлечений за два часа до начала его работы…
Деятельность сотрудников этого отделения уникальна. “Чтобы получить результат, необходимо несколько слагаемых, — отмечает Анастасия Витальевна. — Профессионализм, оптимизм и терпение. Особенность работы с людьми с ментальными нарушениями в том, что нужно очень долго и монотонно повторять одно и то же”.
— У нас всё получилось, потому что мы очень старались, — добавляет Нина Павловна. — Сейчас наши подопечные для нас как дети. Вместе мы проходим всё — и слёзы, и радости. Больше всего их родители боятся того, как дети останутся на свете одни. Поэтому ребят нужно максимально приучить к самостоятельности.
Анастасия Мельникова
Источник: Городские новости