Архив:

Эвакуатор против инвалида

Для человека с ограниченными возможностями здоровья автомобиль — не роскошь, а необходимость. Неудивительно, что все больше маломобильных челябинцев осваивают уроки вождения и смело садятся за руль. Однако на дорогах мегаполиса подстерегают неприятности.

Сегодня в городе много говорят о создании доступной среды для инвалидов. Вроде бы учитываются интересы маломобильных автолюбителей — на парковках выделяются места для транспорта инвалидов. Однако зачастую занимают их водители, не имеющие физических ограничений. Впрочем, блюстители порядка на это не особо обращают внимания. А инвалиды страдают. За отсутствие доступа к парковочным местам, предназначенным специально для них, приходится расплачиваться.

Вот такая история произошла с челябинцем Антоном Чистяковым, инвалидом с детства. Около трех лет назад он купил автомобиль, который открыл ему путь к свободе и независимости. На машине удобно передвигаться по городу, в том числе добираться до работы: Антон — системный администратор ЧГПУ. Но проблема в том, что в городе слишком мало парковок для транспорта инвалидов.

— В декабре прошлого года я оставил свой автомобиль возле спорткомплекса ЮУрГУ, в трех метрах от стоянки, выделенной для инвалидов. На участке дороги по улице Сони Кривой это единственное место, где мы можем припарковать машину, — рассказал «Вечерке» Антон Чистяков. — Но свободных мест не оказалось. Пришлось остановиться рядом, заняв только что освободившееся место. Оно оказалось напротив знака «Пешеходный переход».

Вернувшись, Антон не обнаружил свою машину. Как выяснилось позже, ее «эвакуировали» на штрафную стоянку, несмотря на то что на лобовом стекле транспортного средства был значок: за рулем инвалид. Суровый инспектор ГИБДД решил строго наказать водителя, оставившего машину вблизи перехода. В деталях блюститель порядка разбираться не стал. Ему и в голову не пришло, что, внезапно оказавшись без транспортного средства в большом городе, его владелец становится совершенно беспомощным. В такой ситуации ни о какой доступной среде и речи быть не может. 

В первые минуты Антон пребывал в полной растерянности. Выяснять по телефону подробности эвакуации молодому человеку с диагнозом «ДЦП» сложно. Из-за нарушения речи непросто вести телефонные переговоры, а ограниченные физические возможности — серьезное препятствие для передвижения по городу в общественном транспорте. Тем не менее Антону пришлось почти десять часов колесить по Челябинску, чтобы вызволить свою «ласточку». Из центра Челябинска — в Ленинский район, в городскую ГИБДД, оттуда — на край Северо-Запада, на штрафстоянку, и вновь в Ленинский район.

— Холода тогда были лютые, помучиться пришлось, — вздыхает мой собеседник.

Заплатив 2600 рублей за «эвакуацию» и нахождение на штрафной стоянке транспортного средства, Антон Александрович снова сел за руль. Позднее ему пришлось еще заплатить штраф в размере тысячи рублей за нарушение правил парковки. Однако Антона возмутило несправедливое, по его мнению, наказание, и он решил защищать свои права в суде.

— Да, я вынужден был остановиться вблизи пешеходного перехода. Но машина упиралась в ограждение, так что движению пешеходов она никак не мешала, — убежден Антон.

По сути, молодой человек попал в неординарную ситуацию. С одной стороны, его машина не создавала помех для пешеходов. С другой стороны, остановка напротив знака, определяющего зону пешеходного перехода, является нарушением правил дорожного движения. Хотя там, где установлено дорожное ограждение, по определению пешеходного перехода быть не может. Спорной ситуации можно было бы избежать, если бы места, предусмотренные для парковки инвалидов, были организованы и обозначены. К слову, на момент этой истории на стоянке возле спорткомплекса ЮУрГУ табличку со знаком «Для инвалидов» по непонятной причине сняли. Она появилась вновь после того, как Антон Чистяков вместе с региональным отделением Всероссийской общественной организации инвалидов заявил о своих правах.

На кого жезл укажет

Есть в этом событии и еще одна сторона, которая, по словам моего собеседника, неизвестна представителям судебных органов. Когда Антон обратился в ГИБДД, ему продемонстрировали видеоматериалы, где зафиксировано правонарушение.

— Я смог увидеть реальную дорожную обстановку на проезжей части и в зоне пешеходного перехода именно в момент задержания моего транспортного средства, — говорит автолюбитель. — Инспектор ГИБДД указывает жезлом на мой автомобиль. После чего другой водитель, который тогда находился в центре пешеходного перехода и, видимо, осознавший, что его могут наказать, дает задний ход и таранит эвакуатор. При этом он реально мог совершить наезд на пешеходов. На видеозаписи видно, что помеху пешеходам создает другое транспортное средство, а никак не мой автомобиль: он находится в стороне. Там же показано, что грузовая «газель», стоящая непосредственно перед знаком пешеходного перехода, полностью закрывает его и сам переход, создавая реальную опасность пешеходам. Таким образом, по мнению Антона, видеосъемка объективно подтверждает, что его автомобиль не создавал никаких препятствий для пешеходов. Но в итоге наказали только водителя Чистякова. При этом на суде, как заверяет наш собеседник, запись полностью не показали.

— Непонятно, почему сотрудники ГИБДД не предоставили в суде имеющиеся у них видеоматериалы. Защищают честь мундира? — недоумевает Антон.

В суде не стали особо разбираться во всех тонкостях рассматриваемого дела. Получается, что никаких льгот у водителей-инвалидов не существует? И при обжаловании постановления было вынесено отказное решение.

Сегодня на федеральном уровне декларируется реальная возможность получения инвалидом бесплатной юридической помощи. На деле все не так просто. До начала судебного процесса Антон Чистяков пытался найти специалистов, готовых оказать ему грамотную правовую поддержку. Но эти попытки оказались безрезультатными.

Где справедливость?

Несмотря на неудачу, Антон Александрович надеется добиться отмены постановления об административном правонарушении и возврата «штрафных» денег. Он намерен обратиться в Москву, в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ с просьбой провести проверку с учетом всех обстоятельств нарушения.

На своем автомобиле он теперь ездит с еще большей осторожностью. А когда необходимо припарковаться, начинает волноваться, опасаясь в очередной раз попасть в затруднительную ситуацию. Ведь вопрос с парковочными местами для инвалидов в городе так и не решен. По закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке возле предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных, культурно-зрелищных и других учреждений должно быть не менее десяти процентов мест, отведенных для транспорта инвалидов. По мнению моего собеседника, в Челябинске их значительно меньше. Да и их часто занимают автомобили, которыми управляют вполне здоровые люди. К сожалению, мы нередко забываем о человеческом отношении к тем, чьи возможности отличаются от наших.

Наталья Фирсанова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ