Архив:

Загляните им в глаза

В детском саду «Капелька» поселка Пойковский инклюзивным образованием занимаются почти 20 лет. Тогда еще даже такое понятие в стране отсутствовало. Но было самое главное – желание помочь детям-инвалидам адаптироваться. Бесценным опытом поделилась заведующая Ольга Попугаева.

– С чего все начиналось? – переспрашивает Ольга Попугаева. – С желания помочь. В поселке было много детей с инвалидностью, которые сидели дома. Вот их-то мы и собрали в одну детсадовскую группу. Набралось восемь ребят. Среди них были и даунята, и дети с задержкой развития, и дети с ДЦП.

– Ваш коллектив уже был готов принять этих детей?

– Не все изъявили желание работать с такими детьми. Некоторые работники приходили ко мне и просили перевести в другую группу. Я шла навстречу. С детьми, тем более такими особенными, нельзя работать по принуждению. В каждого нужно вкладывать частичку своей души, иначе не получишь отдачи. Со временем мы проучили воспитателей на курсах. Помогал в работе и собственный опыт. 

– Наверняка, на второй год уже стало легче?

– Напротив, трудностей только прибавилось. Мы пришли к тому, что нужно расформировать коррекционную группу и перевести детей в обычные. Коррекционная группа – замкнутый коллектив. А детям необходимо развиваться, адаптироваться к нормальной жизни. И когда мы это сделали, столкнулись с непониманием со стороны родителей здоровых детей. Я даже не предполагала, что взрослые люди могут быть такими жестокими, не ожидала такой агрессии. Недовольных было много. Некоторые, например, опасались, что, если ребенок не ходит, а ползает, и остальные будут за ним повторять.

– И что вы предприняли?

– Стали больше работать с родителями, проводить беседы, рассказывать, что никакой угрозы для их детей нет. И знаете, нашими помощниками стали дети, они оказались намного толерантнее взрослых. Они стали опекать больных детей. Хотя проблемы возникали. Например, был мальчик, который, показывая на больную девочку, говорил: «Уберите от меня эту тетю». Хотя дети были одного возраста, только у девочки был вес гораздо больше.

И воспитателям приходилось больше времени уделять таким детям, они не усваивали общую образовательную программу.

– Были ли моменты, когда вы жалели, что взяли на себя ответственность?

– Ни разу. Эти дети очень благодарные. Надо просто их видеть, посмотреть в глаза. Некоторые не могли выразить словами свои чувства, потому что не разговаривали, но при встрече в знак благодарности гладили по руке. И такое тепло от них шло! Это надо прочувствовать. 

То, о чем говорит Ольга Попугаева, мы, журналисты газеты «Новости Югры», испытали на себе. Когда больше года назад стали помогать детям с синдромом Дауна, проводить для них праздники, даже не ожидали, что ребята и их родители станут для нас родными. Поэтому неудивительно, что уже многие считают даунят «нашими» детьми. Звонят, предлагают помощь. Не по принуждению, а от сердца.

Вот так и с инклюзивным образованием. 

Права, которые гарантированы всем детям без исключения, не могут быть реализованы без воли и желания воспитателей и педагогов. 

А в нашей системе дошкольного образования – большая проблема с кадрами, не хватает профессионалов. Часто работать с детьми приходят люди случайные. К сожалению, такой воспитатель и у моего четырехлетнего сына. Он это чувствует и не хочет ходить туда, где ему не рады.

Елена Головенских

Источник: Новости Югры

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ