Архив:

Отдых с препятствиями. Почему инвалиды отказываются от путевок в санатории

В 2014 году в санаториях смогут побывать только три процента инвалидов, живущих в Мурманской области и имеющих право на льготные путевки в здравницы. Но многие из тех "счастливчиков", которым путевки все же достались, предпочитают от них отказаться. В причинах этого разбирался корреспондент "РГ".

"Нет сил бороться за путевку"

Почти в любом российском регионе инвалиды могут рассказывать часами, сколько сложностей им приходится преодолевать, чтобы подлечиться по льготной путевке. Но тех, кто живет в холодном Заполярье, эта проблема волнует особенно сильно. Для многих из них возможность попасть в санаторий - единственный шанс поддержать здоровье и продлить жизнь.

- Отказываются от путевок очень многие, - говорит Андрей Емцев, капитан медицинской службы в отставке, прикованный к инвалидной коляске. - Так поступили три четверти моих знакомых колясочников. А некоторые даже никогда и не начинали бороться за санаторно-курортное лечение. У меня тоже больше нет ни сил, ни желания сражаться за путевку.

Андрей Емцев получил тяжелейшую травму позвоночника в 26 лет. Его руки и ноги оказались парализованы. Но после долгих тренировок и лечения в специализированном спинальном санатории он сумел вернуть подвижность верхней части тела, а затем вернулся в медицину. Трудился даже на очень непростой должности участкового терапевта, снискав уважение коллег и многих пациентов. Сейчас Андрей работает в Мурманском областном центре медицинской профилактики. Его гражданский трудовой стаж приближается к восьми годам.

Хождение по мукам

С 1999 по 2005 год Емцев без особых проблем летал в санатории за счет министерства обороны на 45 дней и чувствовал себя неплохо. Монетизация льгот положила этому относительному благополучию конец. В 2006 году ему чудом удалось получить талоны на проезд самолетом (через месяц их отменили) и попасть в санаторий "Сергиевские минеральные воды" на 24 дня. А в следующий раз - лишь через пять лет, и то в оплате проезда Фонд социального страхования (ФСС) отказал. В 2012 году Андрею предложили путевку со второй половины сентября. Хоть в это время в Самарской области, где расположен санаторий, идут дожди и климат мало отличается от мурманского, он согласился. Но ничего не вышло.

"В Фонде социального страхования заявили, что если я поеду лечиться один, то пропадет путевка на сопровождающего, за которую надо отчитаться. И я не поехал вообще"

- Возникли проблемы с сопровождающим, - объясняет Андрей. - Я живу один и вполне могу сам себя обслуживать. Тем не менее в Фонде соцстраха заявили, что в санаторий меня без сопровождающего не возьмут. Звоню в санаторий. Там отвечают: "Если вам дадут документ, что вы можете себя обслуживать, примем без проблем". В ФСС это письмо мне дать отказались. Но ведь я живу один и работаю, у меня есть трудовая книжка! Тем более что я с 1999 года по путевкам от военкомата ездил в этот же санаторий раз пять. Тогда мне возразили, что меня одного не посадят в самолет. Звоню в авиакомпанию. Отвечают: "Никаких проблем нет, только заранее предупредите". И уже после этого я услышал в ФСС, что если я поеду лечиться один, то пропадет путевка на сопровождающего, за которую надо отчитаться. А затем меня клятвенно заверили, что если я откажусь от путевки в 2012 году, то в 2013-м я точно поеду в удобное для меня время.

Увы, не получилось и в 2013 году. Время путевки с отпуском Андрея Емцева вновь не совпало. Ему опять предложили подождать второй половины года и поехать в "Анапу" с 12 октября. Но что делать в Анапе глубокой осенью? Это санаторий летнего типа, значит, на процедуры нужно ехать в коляске по улице 500 метров, в столовую - 100 метров. А погода в это время плохая даже в теплой Анапе, так что игра явно не стоила свеч.

Через люк на носилках

Еще больше, чем несовершенство законов, инвалидам досаждают тысячи мелких препятствий и неприятностей в пути. Их нельзя назвать непреодолимыми, но они отнимают массу сил и подрывают остатки здоровья людей, которым и без того приходится несладко. Казалось бы, проще всего лететь самолетом, но в аэропортах инвалидам совсем не рады.

- В прошлом августе я летел из Мурманска в Воронеж и обратно через Внуково, - рассказывает Андрей Емцев. - Во Внуково меня встретили, но почему-то не пустили в медпункт, чтобы немного отдохнуть перед рейсом в Мурманск, как это было раньше. Таково, мол, распоряжение руководства: если в данный момент жалоб у вас нет, делать там нечего. Пришлось просидеть три часа в зале, это при том, что я встал в

3 часа утра, уже семь часов находился в пути и предстояло еще 10 часов добираться! На обратном пути мне нужно было провести во Внуково пять часов. Пришлось симулировать гипертонический криз, чтобы просто впустили в медпункт. Что, впрочем, было нетрудно: у меня и так поднялось давление.

Кстати, на обратном пути возникли сложности и с самолетом. Тот, что летает из Воронежа в Москву, - небольшой, к нему невозможно подогнать трап. Вместо этого прямо с борта откидывается лестница с крутыми ступеньками. Работники аэропорта через 40 минут все же вытащили "неудобного пассажира" из салона, вскрыв аварийный люк. Затем целый час его везли в неотапливаемой машине до аэропорта, где Андрей буквально упросил доставить его в медпункт, в котором вроде бы есть и душ, и унитаз. Увы, дверь в туалет там открывалась так, что коляске не пройти. Кровать высокая - метра полтора, забраться туда инвалиду самому невозможно.

- Два грузчика меня забросили на эту кровать и ушли, не догадавшись включить свет. И в темноте я на ощупь сам себе менял памперс, - добавляет мурманчанин. - Никто ко мне не зашел ни разу, не измерил давление, не поинтересовался моим состоянием, а через два часа попросили на выход.

Подобных "мелочей" можно насчитать сотни. Поэтому колясочники так редко встречаются на улицах российских городов, в магазинах, автобусах, на вокзалах и в аэропортах. Возможно, хотя бы что-то в этой нерадостной картине изменит госпрограмма "Доступная среда". Ее цель - к 2016 году сделать для инвалидов беспрепятственным доступ к "социальным объектам и услугам". Вот только сами инвалиды в светлое будущее не верят. В 2014 году федеральный бюджет выделяет на софинансирование соответствующих местных программ четыре миллиарда рублей. Сумма и так не слишком велика, а если разделить на 67 регионов, участвующих в проекте, - и вовсе ничтожная.

Справка

13,8 тысячи инвалидов в Мурманской области имеют право на санаторно-курортное лечение. В 2014 году для них закуплены 542 путевки.

Прямая речь

Елена Гаврилова, руководитель группы санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования РФ:

- Путевки на санаторно-курортное лечение для граждан, получающих у нас набор социальных услуг, приобретаются региональным отделением путем размещения открытых аукционов. Спинальные больные и те, кто страдает нарушениями слуха и зрения, нуждаются в специализированных санаториях, которых на территории РФ мало. Решение об участии в аукционах санаторно-курортные учреждения принимают самостоятельно. Кстати, ни один санаторий минобороны в аукционах участия не принимал. Мурманское региональное отделение ФСС прикладывает максимальные усилия для того, чтобы обеспечить инвалидов санаторно-курортным лечением и по возможности учитывает их конкретные пожелания, в том числе и относительно периода прохождения лечения. Так, Андрей Емцев в 2012 году заявил о желании пройти курс лечения в периоды с апреля по май и с сентября по октябрь. В соответствии с его пожеланиями и медицинскими показаниями ему были предложены путевки в санаторий "Сергиевские минеральные воды" с 23 апреля и с 24 сентября. Он отказался. В 2013 году, в соответствии с медицинскими рекомендациями, ему были предложены путевки в санаторий "Анапа" с 25 апреля и с 12 октября, но он вновь отказался. Что касается справки о нуждаемости инвалида в постороннем обслуживании, то региональное отделение ФСС неправомочно это определять.

Алексей Михайлов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ