Архив:

Как жить в сегодняшнем обществе с психическим заболеванием

Общество к психическим больным испытывает чувство, балансирующее между дискомфортом и страхом. Такая реакция связана лишь с недостатком информации. Наш французский корреспондент рассказывает, как научились преодолевать страхи в Европе.

Недавно во Франции завершилась неделя, посвященная информации о психических заболеваниях. Это мероприятие организуется на национальном уровне каждый год на протяжении уже 25 лет. Цель акции – изменить взгляд общества на психические заболевания и способствовать социализации и профессиональной реабилитации больных. 

К этой цели организаторы стремятся через многопрофильные мероприятия, среди которых: конференции, фильмы, выставки, «дни открытых дверей» в общественных ассоциациях, работающих в этой сфере, выступления в телевизионных программах. Работа с журналистами и с ведущими программ сыграла немалую роль в формировании понимания этого вопроса. 

Не так давно передачи на эту тему, главным образом, рассказывали о негативных сторонах. Теперь, наряду с рассказом о тяжелых случаях, выступают больные или их семьи, судьбы которых сложились благополучно. Вложенная энергия и усилия постепенно дают результаты.

Несколько цифр о психических заболеваниях и о психиатрии во Франции

– 18% французского населения, то есть каждый пятый житель, страдает какой-либо формой психического заболевания. 

– Среди 44 миллионов взрослого населения, проживающего у себя дома, 18,5% страдают психиатрическими расстройствами, среди которых 15% выражаются в острой форме. 

– В тюрьмах, где заключены 58251 мужчин и 2152 женщин, процент психических заболеваний доходит до 76,5% среди мужчин и 73,7% среди женщин. 

– Во Франции примерно 600 000 больных шизофренией; столько же примерно страдающих биполярным заболеванием. При этих видах заболеваний риск суицида значительно выше, чем у остального населения. Он провоцирован не столько желанием покончить с жизнью, сколько желанием избавиться от страданий.

– Среди населения без места жительства (бездомные) от 30% до 50% страдают шизофренией или острым биполярным расстройством. Отсутствие лечения, десоцицализация, потребление алкоголя и наркотиков умножают риск правонарушений и преступности в 8 раз. Бригады психиатров стараются обслуживать таких больных на месте их проживания, то есть на улице. Они знают места, где больной любит находиться, и стараются его там найти, выдают ему лекарства, беседуют. 

– Третье место после рака и сердечно-сосудистых заболеваний во Франции занимают патологии, связанные с психическими расстройствами.

– 2/3 опрошенного населения Франции считают, что информации о психических заболеваниях недостаточно.

– 47% всего населения Франции характеризует психического больного негативными словами, такими как: «дебил», «отсталый», «безумный», «псих».

– 75 % психических расстройств у взрослого населения и 95% у детей и подростков лечатся амбулаторно, больные никогда не госпитализировались.

– Психические заболевания – основная причина инвалидности и долгосрочной болезни, изолирующая больного и радикально изменяющая его социально-экономическую действительность.

– От 40 до 50 тысяч психических больных, госпитализированных в разных регионах Франции в период с 1940 по 1945 г., были обречены на смерть от голода.

Отношение общества к психическим больным

Во Франции психиатрические расстройства (шизофрения, биполярность, острая депрессия и прочее) напрямую или через родственников и друзей касаются примерно 12-ти миллионов из 65-миллионного населения. Несмотря на шок, растерянность и беспомощность перед поставленным диагнозом, далеко не все семьи обращаются за поддержкой в общественные организации, созданные для этой цели. В большинстве случаев не обращаются из-за отрицания болезни, ощущения безвыходности, а также из-за боязни посторонего осуждения и отчуждения.

Дело в том, что общество к психическим больным испытывает чувство, балансирующее между дискомфортом и страхом. В основном такая реакция – от недостатка информации о заболевании, неправильного подхода СМИ к болезням, а при несчастных случаях их сенсационно-раздутое освещение, и, наконец, от разных старых негативных стереотипов. В итоге стигматизация изолирует больного и тормозит его восстановление и социализацию. 

Причем, стигматизация касается не только самого больного, но затрагивает и его семью. Своим молчанием семья хочет защитить себя и больного от отрицательного взгляда общества. На деле же она лишается психологической, педагогическо-психологической и информационной поддержки, необходимой как для равновесия самой семьи, так и для стабилизации больного. Оставшись в изоляции, семья углубляется в депрессивное состояние, теряет ориентиры и возможность быть опорой больному.

Откровение христианского психиатра

Среди разных пресс-конференций, прошедших в течение информационой недели, выделяется выступление психиатра Мари Жоел Безансон, профиль которой весьма отличатестя от класического профиля французского психиатра. 

«Я росла в католической семье и всегда была верующей. Однажды количество одиноких людей по воскресным дням особо привлекло мое внимание. Ведь человек не сотворен для одиночества, в нем всегда есть потребность любви, понимания, дружбы и общения с себе подобными. В праздники одиночество ощущается еще острее для больных и без того уязвимых психическим расстройством», – рассказывает М. Ж. Безансон, вспоминая путь, который ее привел через создание ассоциации к альтернативе госпитализации и социализации психических больных. 

«Большую роль, – продолжает доктор, – сыграла также неприемлемая, бесчеловечная действительность, в которой пребывали больные психиатрического отделения, где я работала. С каждым днем росло мое желание организовать альтернативу психиатрической госпитализации и место, где больных будут встречать по человечески, где они ощутят внимание, понимание, сочувствие, и равенство во имя Христа, братство, и любовь. 

Я только и мечтала о способе заменить ежедневное ужасное состояние больных и госпитальное гетто другой действительностью, но меня тормозила боязнь прыжка в неизвестность и незнание с чего начать и что делать. Это стремление сопровождалось основным, как мне кажется, вопросом в жизни человека о своей миссии на земле, о том, кто я, что от меня ожидает Господь и как лучше осмыслить свою жизнь? 

Постепенно мне становилось совершенно очевидно, что пора мне переходить к действиям в пользу психических больных, и что в первую очередь с ними я хочу разделить безграничную Божью любовь, которую испытываю на себе. 

С этого момента весь мой страх исчез, и, шаг за шагом, я продвигалась к цели; все поэтапно разрешалось, находило свое место без особенных трудностей. Конечно, препятствия были, ведь проект был пилотный. Образно говоря, я плыла по волне, встречая людей, готовых помогать в оформлении ассоциации, в поисках финансирования и развития программ. Сегодня я могу сравнить этот период с духовным посвящением.

Это происходило 20 лет назад и совпало с периодом во Франции, называемым “антипсихиатрия”, то есть периодом всесторонней критики (со стороны СМИ, общественных ассоциаций, семей больных) методов лечения, которые часто ограничивались госпитализацией. Причем госпитализация часто была связана с плохими условиями и с пичканием лекарствами, превращающими больного в “овощ”. 

Подобное движение наблюдалось в Италии, где содержание в психических госпиталях заменилось лечениями в дневных стационарах, и в Канаде, где по сведениям Института психического здоровья Квебека, за 20 лет сократилось количество госпитализаций с 5000 коек до 300.

Мою ассоциацию я назвала “Гости Пира”. Она начала работать с открытия воскресного приема, где больной мог просто придти и молча выпить чашку чая или пообщаться с другими, или поделится чем-то очень личным с человеком, который окажет ему нужное внимание, или сыграть в скрабель вместе с другими. Одним словом, ассоциация стала местом, где больного встречают открыто, с улыбкой, с радостью, любовью и по-дружески, как равного, как брата во Христе, вне зависимости от того, верующий он или нет.

В результате, чувства отчуждения, стеснительности, неуклюжести постепенно заменялись доверием. Важно, что в ассоциации больным было возможно общатся не только с другими больными, но и с волонтерами, которые разделяли с ними время и разные занятия. Больные радовались этим встречам и расставались в ожидания следующих. 

В итоге, воскресный прием расширился и стал проводиться в другие дни недели, а позже, после приобретения адекватного помещения и получения субсидий (частично государственных и частных), – деятельность ассоциации развилась до открытия места проживания для больных “Дом Источник”. 

Вот уже более десяти лет как примерно два десятка психических больных проживают в нем. В течение дня продолжаются дневные приемы и ряд занятий (арт- и глинотерапия, музыкотерапия). В них участвуют и больные, и волонтеры, и служащие. Больные разделяют свое время между дневным стационаром, куда они приходят кто каждый день, кто один раз в неделю для получения лекарств; беседами с психологом; работой с логопедом, психиатром; личным временем в независимой студии при доме, и общественной жизни Дома. 

Жизнь в Доме регулируется законом, который напоминает, что у каждого есть права, но также и обязанности. К примеру, больные по очереди выполняют ряд обязанностей типа уборки помещения, поддержания порядка в столовой и в зале, садоводства, цветоводства. Правила совместного проживания основываются на трех принципах: свобода, равенство, братство. На основе опыта и результатов нашего подхода открылись 9 новых центров, расположенных в разных регионах Франции, в Бельгии и Уганде».

Психические заболевания признаны государством «особенно важной национальной темой 2014 года»

Для противостояния стигматизации больных и их семьей, коллективом общественных организаций, действующих в сфере восстановления психических больных и поддержки их семей, разработана программа, получившая государственную поддержку. Тема признана «особенно важной национальной темой 2014 года». 

Работа общественных ассоциаций – это, во-первых, прямой контакт с журналистами и организация многопрофильных культурно-информационных мероприятий, широко рекламирующих тему среди общественности; во-вторых, это разнообразная деятельность, совмещающая терапию и социализацию психических больных, большинство которых стабилизированы и автономно живут у себя или в семье. 

К примеру, «Земля радуг», одна из ассоциаций, работающая под лозунгом «Вместе создадим новые взаимоотношения и новый взгляд общества на психические болезни», проводит ряд программ арт-терапии по работе с глиной, папье-маше и т.п. В ателье не только больные, но и здоровые, а также волонтеры. Участие смешанных коллективов позволяет расширить общение между больными и остальными членами общества. Несколько раз в год организуются художественные выставки с работами ателье. Реклама о выставках попадает к широкой общественности. В некоторых выставках картины представляются и продаются самими больными, что значительно поднимает их уверенность в себе.

«К гражданскому восприятию психических заболеваний и социализации больных» – кредо общественной ассоциации «Евр Фальре», созданной французским психиатром 170 лет назад. Ассоциация работает на протяжении всего этого времени для гуманизации лечения психических больных и развития общественного взгляда на психиатрию. Она тоже преследует цель изменить стереотипы широкой общественности по отношению к психическим расстройствам. Для этого она как можно шире освещает вопрос о том, что такое психическое расстройства, делится опытом больных и их семей не только об испытанных трудностях, но и об их преодолении и успехах, что дедраматизует тему и дает надежду. 

У ассоциации в пригороде Парижа и в самой столице 30 учреждений. Одни ориентированы на дневной прием больных, другие на их проживание; некоторые учреждения концентрируются на социализации больных или их профессиональную реабилитацию.

Один из способов профессиональной реабилитации дает возможность специализироватся в кулинарии. В ассоциации расположены профессионально оборудованные ателье с разными кулинарными отделами: одно готовит закуски, второе – основное блюда, третье – десерт. При ателье есть офис, который обеспечивает доставку, тоже порученную больным. Директор отвечает за развитие клиентуры, заключение договоров с офисами, фирмами или частными клиентами.

Коммерческое предложение оформляется как минимум на три меню в течение недели; помимо меню предлагается организация бизнес-ланчей, банкетов. Работа организуется в специальных рамках контракта, защищающего права больных. Количество часов работы, уровни зарплаты фиксируются законом.

В профессиональную реабилитацию также входят: садоводство, цведоводство, уборка помещений, швейные мастерские. А при госпитале «Святая Анна» (Париж), специализирующемся на психических заболеваниях, работает общественная ассоциация, созданная медицинскими братьями по психической специальности с целью терапии, социализации, и профессиональной реабилитацией больных. 

Ремонт квартир – тоже может стать реабилитацией. После оценки спектра работ и стоимости, при согласии клиента, больной с участием медицинского брата – или, если нужно, бригада из нескольких человек – начинает мыть потолок, стены, белить, красить, клеить обои и выполнять разные другие ремонтные работы. Ремонт, осуществленный через эту ассоциацию, обходится на 50% дешевле, чем через обычную фирму.

Помимо всего этого, ассоциации устраивают и периодические поездки за границу со встречами с организациями, действующими в этой сфере, и общением с больными других стран. 

Элен Жедилягин

Источник: Милосердие.RU

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ