Архив:

На пути к равным возможностям

На днях в Москве в рамках проведения Административного совета и рабочих комиссий Всемирной ассоциации крупнейших городов «Метрополис» прошло заседание «круглого стола» по теме «Город без барьеров». В сентябре 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. Для ее реализации необходимо, чтобы города проводили планомерную, целенаправленную работу по интеграции инвалидов в общество. А также формировали в этих целях необходимую законодательную и нормативную базы, вели постоянный диалог с неправительственными организациями и объединениями.

Эта задача сегодня в той или иной степени стоит перед каждым мегаполисом мира, и решать ее весьма сложно хотя бы по причине многоплановости. Обсуждению возникающих при этом проблем, а также обмену опытом и было посвящено заседание «круглого стола». Российскую столицу представлял заместитель руководителя департамента социальной защиты населения города Москвы Игорь Гордеев, который рассказал о том, какие реалии сегодня в Москве, как власти видят ситуацию, какие действия предпринимают и на какие перспективы можно надеяться.

Несколько цифр

В Москве более 1,2 млн людей с ограниченными возможностями. Это почти каждый десятый житель города. В числе лиц, имеющих инвалидность, 229 тыс. человек трудоспособного возраста; инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата около 26 тыс., в том числе на креслах-колясках - более 7,3 тыс.; незрячих и слабовидящих - свыше 10 тыс. лиц; глухих - около 5,5 тыс. человек.

В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе. Около 16 тыс. инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата используют вспомогательные опоры для передвижения. Около 60 тыс. инвалидов не выходят из дома по разным причинам. Более 14 тыс. инвалидов, страдающих особенно тяжелыми заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находятся на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Около 1,5 тыс. детей-инвалидов со сложными дефектами, в основном дошкольного возраста (987 чел.), все еще не включены в системный образовательный процесс и получают преимущественно медицинские реабилитационные услуги. Все эти москвичи нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни.

Доступность инфраструктуры

И.Гордеев сказал, что Москва в последние годы перешла от «заявительного» принципа работы с инвалидами к конкретной последовательной и планомерной работе в этом направлении, отметив также, что степень вовлечения в активную жизнь таких людей отстает от их реальных потенциальных возможностей. Отсутствие приемлемого трудоустройства создает как дополнительные социальные проблемы, так и неоправданно сокращает численность экономически активного населения города, дефицит которого становится все более острой проблемой. В условиях нарастающего дефицита рабочей силы в Москве более широкое трудоустройство инвалидов могло бы улучшить ситуацию на городском рынке труда. Тем более что для многих людей с ограниченными возможностями сам факт занятости является важным доказательством их полноценности для общества.

2009 год объявлен мэром Москвы Годом равных возможностей, но стратегические планы - превращение Москвы к 2020 году в город, где реально обеспечены равные возможности для развития всем ее жителям. Столичное правительство считает, что сделать это реально.

Сегодня акцент делается на направлении «Город без барьеров». Суть его в том, что городская инфраструктура должна быть полностью доступна для людей с ограниченной подвижностью. Задача очень трудоемкая, ибо реально поставлена впервые за всю историю города. Москва - красивейший город, но он практически не приспособлен для передвижения и функционирования людей, ограниченных в возможности передвижения.

Город с барьерами и без

Начнем с транспорта. В наш традиционный автобус не может попасть без посторонней помощи не только инвалид-колясочник, но и обыкновенная пожилая женщина (к великому сожалению, старушка Шапокляк, легко взбирающаяся на крышу поезда, в наш традиционный менталитет не вписывается). Сегодня этой проблеме уделяется самое серьезное внимание. В Москве сейчас 1429 низкопольных автобусов и 322 адаптированных троллейбуса, и все они закреплены на маршрутах, охватывающих социальную инфраструктуру (поликлиники, больницы, реабилитационные центры и пр.). К концу года все соответствующие объекты будут реально доступны для инвалидов. Кроме того, существует плановая замена муниципального транспорта. Москва сегодня не закупает ни одного автобуса, неадаптированного для людей с ограниченной подвижностью. К 2015 году этот вопрос будет полностью закрыт. Но это, по мнению И.Гордеева, не проблема, это решаемая задача.

Главная проблема, как это ни обидно, кроется в наших мозгах, в головах «нормальных людей». Типичный пример. По московским законам, сегодня ни один объект не проходит госприемку, если он не адаптирован для людей с ограниченной подвижностью. По всем бесконечным документам адаптирован он полностью. Но вот на объект приезжает инвалид-колясочник Николай Чигаренцев (председатель Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов) и выясняет, действительно ли он может без посторонней помощи свободно передвигаться в пределах объекта. Зачастую выясняется, что не может.

С надеждой в будущее

Итак, как воспринимают ситуацию сами люди с ограниченными возможностями? Нам удалось задать несколько вопросов Н.Чигаренцеву. Первым ответом его был встречный вопрос (в лучших одесских традициях) - считаем ли мы, что наши возможности неограниченны? Пришлось ответить отрицательно и признать, что неограниченные возможности имеет только Господь Бог. Вообще, по мнению Н.Чигаренцева, не надо поддаваться западной политкорректности. Инвалид в нашем обществе - это человек, постоянно преодолевающий препятствия, и потому звучит гордо. А препятствий предостаточно. Начнем с работы, наличие которой для инвалида столь же важно, как и для остальных граждан. Сам Н.Чигаренцев в положенное время закончил исторический факультет МГУ, но преподавательская работа сразу была для него закрыта и вовсе не потому, что кто-то был против. Просто он только в этом году получил возможность без посторонней помощи выбираться из собственного подъезда. Пришлось заняться переводами, благо в активе имелось знание языков.

С трудовым законодательством у нас серьезные проблемы, ибо для инвалидов здесь существует множество абсолютно иррациональных ограничений. К сожалению, огромное количество реформ направлено не на конкретное улучшение качества жизни людей, а на решение каких-то чисто умозрительных бюрократических задач. Сначала в результате этих реформ образуются зияющие дыры, потом все кидаются их затягивать, бросаться грудью на амбразуру, тратить бешеные деньги. В российской жизни всегда есть место подвигу, а если его нет, то это «вакантное место» нужно создать.

Сегодня ситуация безусловно меняется в лучшую сторону, но есть такое понятие, как временной лаг, должно пройти время для того, чтобы эти изменения реально «заработали». Совершенно необходима нормальная биржа труда для таких людей, и есть надежда, что она будет создана, ибо существует мощная и совершенно конкретная поддержка московских властей, что вселяет оптимизм. Главное, что работа стала планомерной и систематической, ибо начинать пришлось с нуля, ведь старая советская система социальной системы инвалидов пропала, не вписавшись в рыночные отношения.

Елена Введенская

Фото Елены Головань

Источник: Московская перспектива

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ