Архив:

Главного глазами не увидишь

Если задуматься, вся жизнь незрячего человека начиная от передвижения по улице и заканчивая бытом - это тяжелый труд, постоянное преодоление препятствий в социуме, приспособленном для тех, кто видит. Иван Потанин потерял зрение, а вместе с ним и первую профессию еще в середине 90-х.

Тем не менее человеком с ограниченными возможностями он себя не считает, жизнью своей вполне доволен, а профессионализм его оценили десятки людей, которым слепой массажист помог поправить пошатнувшееся здоровье.

...Беда пришла, как всегда, внезапно. Однажды по трагической случайности рядом с его лицом взорвался патрон, и водитель-контрактник Потанин получил тяжелейший термохимический ожог обоих глаз. Потом были три года госпиталей, тщетные надежды на то, что он, может быть, все-таки будет снова видеть, и, наконец, школа реабилитации в Петербурге, где Иван познакомился с будущей женой, также потерявшей зрение.

Не желая пассивно принимать ущербный образ жизни, Иван с женой сделали поворотный шаг на пути к независимости - решили поступать в знаменитое медицинское училище для инвалидов по зрению в Кисловодске. Благо в этом учебном заведении давали всестороннее среднее медицинское образование, а основным предметом изучения был, конечно, массаж. Иван вспоминает:

- Нас с самого начала обучали всем разновидностям массажа: детскому, точечному, рефлекторно-сегментарному, но в первую очередь классическому, который лежит в основе любого массажа. С первых месяцев у нас было очень много практики: мы тренировались друг на друге, отрабатывали приемы детского массажа на куклах (не считая двух недель реальной «детской» практики), так что на один теоретический урок приходилось 2-3 занятия по отработке приемов, а в конце каждого учебного мини-цикла мы обязательно сдавали зачет.

Нас очень хорошо и серьезно учили в течение трех лет и трех месяцев. Помимо массажа мы получили качественное общемедицинское образование, и это потом очень пригодилось в работе.

Окончание медицинского училища само по себе стало для Ивана большим событием, но трудоустройством выпускников никто не занимался, и искать место надо было самостоятельно. Поселившись в 1997 году в Петербурге, Иван не без труда нашел работу массажиста в военно-морском госпитале. С женой и родившимся ребенком занимали две комнаты в коммуналке, денег было мало, но свойственный оптимизм спасал от уныния.

В 2003 году по ряду причин Ивану пришлось уволиться из госпиталя. Найти новую работу оказалось очень сложно. «Да, мы понимаем, что у вас, как у незрячего, хорошо поставлены руки, повышенная тактильная чувствительность, есть диплом, но сейчас мы не нуждаемся в массажистах», - говорили ему во многих медучреждениях. В лучшем случае ему доводилось услышать неопределенное: «Позвоните завтра, а лучше послезавтра, может, что-нибудь найдем». Вскоре он понял: такой ответ означает, что массажист на самом деле нужен, но кадровикам не хочется связываться с незрячим.

Трудно поверить, но Иван обивал пороги в поисках работы целых три года. Но, как всегда в жизни, горести и радости идут рука об руку. В семье появился второй ребенок, и Потаниным дали двухкомнатную квартиру в 20 минутах езды от станции метро «Ленинский проспект». «Тогда в районе с сообщением было очень тяжко. Приходилось заново ориентироваться, исследовать новую местность. Но я ни на один день не переставал искать работу, - говорит Иван. - Я упорно ходил на биржу труда, стучался в разные двери, звонил».

Неожиданно выяснилось, что требуется массажист в детскую поликлинику. Иван позвонил в отдел кадров, обсудил условия, но на всякий случай решил не говорить, что он незрячий. Без особой надежды на удачный исход он поехал в поликлинику, и там вдруг выяснилось, что заведующая - хорошая знакомая друзей Ивана. Войдя в его положение, она, хотя и не без осторожности, решила взять Ивана на испытательный срок - и не пожалела.

- Работа в поликлинике с маленькими детьми оказалась непростой, - говорит Иван. - Дети очень по-разному воспринимают массаж: некоторые плачут в течение первых сеансов, но главные сложности создают их родители, вечно сомневающиеся в правильности рекомендаций, даваемых массажистом.

- Какие способности и качества нужны, чтобы профессионально заниматься массажем?

- В принципе, этим может заниматься практически любой человек, но с одной важной оговоркой - к этому делу надо относиться с любовью. Сейчас я очень люблю свою работу, которую поначалу выбрал просто за неимением лучшего. Идти работать на производство не хотелось, поскольку сборка разных клемм и устройств - это очень однообразный и низкооплачиваемый труд, а массаж все-таки более творческое и прибыльное занятие.

Со временем меня стал увлекать не только сам процесс, но и общение, в том числе с малышами. Когда работаешь с людьми, волей-неволей становишься психологом, потому что общение с пациентами во время работы во многом определяет ее успешность. Многие люди любят рассказывать о своей жизни, и их надо внимательно и с искренним интересом выслушать, а иные, напротив, плохо идут на контакт, так что к ним лучше не приставать с разговорами.

- А с кем сложнее работать - с взрослыми или с малышами?

- Физически сложнее со взрослыми, так как приходится много стоять на ногах и прилагать больше усилий в процессе массажа. Зато к детям нужен особый подход, в работе больше мелких движений, манипуляций, родители иногда попадаются со сложными характерами.

- Если не секрет, сколько вы зарабатываете?

- Моя зарплата в поликлинике со всеми надбавками составляет около 12 тысяч рублей в месяц. Но у меня регулярно появляются заказы на массаж от взрослых, которым меня рекомендуют родители «поликлиничных» малышей. В общем, если сложить зарплату, пенсии по инвалидности мою и жены (она сейчас не работает, а занимается детьми), получается сумма, на которую можно прожить всей семье.

- Иван, что бы вы посоветовали людям, потерявшим зрение? Как строить свою новую жизнь?

- Главное - не падать духом, не отчаиваться, надеяться только на хорошее. Хвататься за любую соломинку - и идти дальше. И еще очень важно поставленному в такое непростое положение человеку сразу решить для себя: хочет ли он жить в четырех стенах или общаться с людьми. У того, кто выбирает второе, несмотря ни на что есть выбор и возможности, хотя их и не много. Для начала важно выйти на ближайшую организацию незрячих и общаться, перенимать опыт.

В большинстве организаций для инвалидов по зрению существуют школы реабилитации, организованы компьютерные курсы, даже танцы кое-где преподают. Потерявшему зрение очень важно сразу отстранить своих родных от опеки. Человек буквально начинает жиреть и физически, и духовно, когда вокруг него начинают суетиться родственники. Как бы там ни было, надо помнить, что потеря зрения - это отнюдь не вселенская катастрофа, а полноценно жить, не имея зрения, очень даже возможно.

Иван Михайлов

Источник: vacansia.ru