Архив:

Приносить пользу, приобщая к прекрасному. Барнаульский художник – о борьбе за жизнь и вере в красоту

Юрия Лукашина трудно назвать баловнем судьбы. Жизнь подвергала его, казалось бы, непосильным испытаниям. Здоровый и сильный парень, мечтавший стать военным и уже получивший лейтенантские погоны, вдруг в одночасье оказался беспомощным калекой, инвалидом I группы. 

Казалось, автомобильная авария поставила крест на дальнейших жизненных перспективах Юрия, но он не сломался, выдержал, благодаря характеру, творчеству, вере и силе любви, преодолел все невзгоды и вышел победителем. Сегодняшний материал «МК» о человеке, который своим примером ломает привычные стереотипы о людях с ограниченными возможностями и открывает дверь в волшебный мир искусства.

Второе рождение

Много лет назад Юра и предположить не мог, что станет художником. Юноше прочили карьеру военного, ведь армейская служба имела для семьи Лукашиных огромное значение. Отец и мать служили в послевоенной Германии в контрразведке, где и познакомились, а в 1952 году переехали в Подмосковье. Юра родился 19 мая 1953 года в селе Сальково Звенигородского района, а в 1954 году родители уволились из ВС и поехали поднимать целину на Алтай, в Косихинский район. Еще в школе мальчик подолгу любовался красотой природы, то и дело брал в руки карандаш, пробуя изобразить все эти прекрасные моменты на бумаге.

«С чувством детского восторга я смотрел, как ребятишки занимались в художественном кружке, — вспоминает Юрий Лукашин. — Удивлялся, как они могут простым карандашом передать форму вазы, показать прозрачность стекла. Я записался в авиамодельный кружок: для занятий рисованием мне не хватало усидчивости, был очень подвижным и активным. Много занимался спортом: волейбол, лыжные гонки, стрельба, бег. Готовился к службе в армии, да и не было у меня другого пути. Тогда в обществе были иные ориентиры. Культивировался спорт, физическое развитие. Юноша должен быть сильным, суметь в любой момент защитить Родину. Кто не был в армии, считались какими-то неполноценными, а профессия военного была очень уважаемой, гораздо более престижной, нежели художник. К тому же родители — военные. Несмотря на это, я много рисовал природу, людей, срисовывал работы художников. Оформлял школьные стенгазеты и плакаты».

После школы Юрий поступил в Серпуховское высшее военное училище. Там курсант проходил обучение для дальнейшей службы в ракетных войсках стратегического назначения. В училище рисовал боевые листки, оформлял ленинские комнаты. Нередко однокурсники просили его нарисовать что-нибудь в подарок для своих девушек: мол, отправим рисунки подругам — им будет приятно.

После окончания училища лейтенант Лукашин был направлен для дальнейшего прохождения службы в дивизию РВСН, в Забайкальский военный округ, район Читы. И здесь молодой талант, помимо своих обязанностей, продолжил рисовать: себя, друзей, работал в стенной печати, оформлял различные формы наглядной армейской агитации.

...За окном погожий майский денек, мы беседуем с Юрием Александровичем в его студии. Хоть и прошло уже почти 40 лет, об аварии художник рассказывает с грустью.

«В 1975 году, когда служил в армии, попал в автокатастрофу. Ничего героического — несчастный и нелепый случай, — рассказывает Лукашин. — Серьезно повредил позвоночник. После операции понял, что не могу даже сесть, только лежать. Мне 22 года, еще недавно я готовился получать новые звания, строил планы поступления в академию, дальнейшая жизнь имела цель и смысл.

Нас учили любить Родину, приносить пользу обществу, но какой толк от меня теперь? В палате еще сильнее захотелось рисовать — попросил сослуживцев принести альбомы и карандаши. Стал изображать все подряд: соседей по палате, случаи из армейской жизни, лирические мотивы. Год провел по госпиталям: из дивизионного меня перевезли в окружной госпиталь Новосибирска, поближе к родителям, которые получили квартиру в Барнауле».

…Вскоре после комиссации из ВС родители забрали парализованного сына в Барнаул. Предстояло определиться, чем дальше заниматься в жизни. Перспектив было немного. На какой работе востребованы услуги инвалида I группы? Именно в этот момент Юрий окончательно решил стать художником.

Но куда поступать? В Барнауле этой профессии обучали только очно. Как каждый день добираться из дома до института на лекции, как подниматься на этаж и размещаться за партой, когда любая ступенька или выступ — непреодолимая преграда?

Эти и другие трудности вынудили учиться заочно в Московском государственном заочном университете имени Надежды Крупской. Вместо обычных пяти-шести лет учеба растянулась на восемь. Каждый месяц нужно было делать несколько десятков работ по графике и живописи. Юрий рисовал, а родители относили на почту и отправляли в Москву. Но даже так учиться было все равно сложнее, чем обычным студентам. Когда сидишь дома, рядом нет педагога, который подскажет, или однокурсников, с которыми можно сравнить свою работу, невозможно посещать выставки, преподаватель не продиктует лекцию и профессиональный художник не покажет мастер-класс. Чтобы научиться даже простенькой технике или приему, приходилось перечитывать горы книг из библиотеки. Время от времени отец на руках выносил Юрия, сажал в «запорожец» с ручным управлением — помощь от государства, — и тот ехал на природу рисовать этюды. Там начинающий художник на весь день оставался один, с этюдником и запасом продуктов. Вечером отец заносил сына домой.

«Решил заниматься тем, что люблю, — продолжает Юрий Александрович. — В моем состоянии очень важно получать удовлетворение от работы, осознавать, что ты кому-то нужен и можешь приносить пользу. В каких профессиях я могу работать наравне со здоровым человеком? Почти нигде. А вот в живописи могу, тут ноги не нужны, голова и руки важнее. Коляску, в которой мне приходится жить и работать, я называю «индикатором души». Когда занимаешься любимым делом, то не чувствуешь себя ограниченным, тогда легче реабилитироваться, ощутить себя равным с нормальными людьми. Считаю, что продолжаю служить Отечеству, только в другой форме».

Трудный путь к признанию

…Свою первую выставку Юрию Лукашину пришлось ждать долго. Лишь в 1990 году художнику-самоучке удалось поучаствовать в краевой выставке любителей. Набравшись смелости, позвонил организаторам. Те сообщили, что участников уже достаточно, но все-таки разрешили привезти что-нибудь.

Выставка оказалась для нашего героя успешной. Лукашин был представлен сразу в нескольких жанрах: композиция, пейзаж, натюрморт — и награжден дипломом второй степени. Это стало для него новым импульсом, доказательством таланта и способностей. Он понял, что выбрал свой путь не зря.

«Моими учителями среди алтайских художников стали Леопольд Цесюлевич, Иван Мамонтов, Виктор Затеев. Все они — чуткие, грамотные педагоги, прекрасные живописцы, — отмечает Лукашин. — Большое внимание и помощь мне оказывают мои друзья: художники Александр Потапов, Борис Щербаков, Валерий Васин и писатели Валерий Тихонов, Сергей Клюшников, Сергей Матюшенко.

Часто выручает друг детства, одноклассник Анатолий Лямин. Много других людей, согревающих теплом мою сложную жизнь».

С 1992 года Юрий Александрович с помощью друзей стал проводить персональные выставки и работать иллюстратором-оформителем книг. В 2000 году был приглашен на международный конкурс «Филантроп», где получил диплом. Работы барнаульского живописца выставлялись в Центральном доме художника в Москве, других городах России и даже за границей. В том же году Лукашин вступает в Союз художников России и Международную ассоциацию изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.

За всеми этими успехами стоял тяжкий труд. Взять хотя бы распорядок дня, который сильно отличается от режима обычного человека. Проснувшись, Юрий делает зарядку в постели, чтобы найти силы усадить себя в коляску. И вообще, на занятия физкультурой уходит несколько часов в день.

«Сейчас мне 60 лет, прожить 38 лет в таком состоянии среди нас считается подвигом, — говорит Юрий Александрович. — Если прожил со спинномозговой травмой 25 лет, то уже очень хорошо. Мышцы на ногах атрофируются, кровь плохо циркулирует по телу, в суставах скапливаются соли и есть еще масса других проблем. Если не будешь упорно заниматься физкультурой, разгоняя кровь и разминая мышцы, то просто погибнешь от сопутствующих болячек. Хорошо, если на работу удается выделить три-пять часов в день. Невозможно угнаться за здоровыми художниками. Кто-то, поймав вдохновение, может писать картину сутками напролет, не спать и пить кофе. Для меня такой график — непозволительная роскошь: то и дело приходится отвлекаться, тратить время на разминку или бытовые нужды. Летом уезжаем с женой на дачу, мне там хорошо. Супруга освобождает меня от готовки, помогает во всем, тогда на творчество остается больше времени. Бывает, поставит на стол вазу с цветами, и я не могу удержаться, чтобы не изобразить эту красоту».

Волшебная сила любви

…С будущей женой Юрий познакомился уже после аварии, когда летел домой после лечения в Крыму. В самолете рядом с ним сидела красивая женщина, разговорились, представилась Валей. Выяснилось, что собеседница летит из командировки, работает инженером. Обменялись телефонами и через некоторое время стали перезваниваться, а затем встретились. Наверное, это настоящая любовь, на которую Валентина, вопреки всем предрассудкам и стереотипам, будучи здоровой женщиной, откликнулась. И не пожалела. У семьи Лукашиных родилась дочь, а сейчас есть уже и две внучки, одна из которых даже хочет стать художницей, как дедушка.

Юрий Александрович не из тех, кто привык жаловаться на жизнь. Он согласен: в последние годы отношение к людям с ограниченными возможностями со стороны государства и общества меняется в лучшую сторону. За художником закреплен социальный работник, который каждые две недели может сходить в магазин за продуктами, раз в месяц провести влажную уборку, а весной и осенью помыть окна.

«Необходимый для жизни минимум помощи у меня есть, даже машину могу водить, — делится живописец. — Сейчас, благодаря различным формам поддержки, у таких, как я, больше самостоятельности и можно самому себя обслуживать. Для нас очень важно, когда не приходится унижаться и можно жить достойно.

Я дорожу своими наградами. Вот почетная грамота 2013 года от губернатора. Для меня она много значит: «За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм». Значит, общество признает мои заслуги и я приношу людям пользу».

…На вопрос, какое послание зрителям Юрий Александрович адресует в своих работах, отвечает: «В детстве бабушка крестила меня в Звенигороде. Без веры в Создателя невозможно сотворить хорошее. В жизни встречается множество чудес, подтверждающих существование Бога. Когда создаю картину, то не знаю, какой она будет в итоге. Это ли не чудо? В такие моменты возможность созидать дается нам свыше. Одни называют это вдохновением, а я — Божьим даром. Хочу осветлять, радовать, но нотка грусти все равно есть в каждой моей работе. Ничего не могу с собой поделать, но старательно ее прячу, делая незаметной. Мой зритель все равно увидит красоту, ведь замечать прекрасное — неотъемлемая черта русского человека».

19 мая Юрию Лукашину исполнился 61 год. Редакция «МК» поздравляет художника с днем рождения, желает крепкого здоровья, счастья и творческих успехов.  

Александр Захаров

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ