Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Где и кем работать людям с инвалидностью?

Найти свое дело в жизни, даже если возможности здоровья ограничены. В Кемерове прошла конференция, на которой обсуждали вопросы профессионального самоопределения молодежи с инвалидностью. По утверждению специалистов, учреждений, которые помогают с выбором таким подросткам, в Кузбассе немного. Однако некоторые из них занимаются этим профессионально уже долгие годы – и готовы принять на обучение гораздо больше ребят, чем сейчас.

Обсудить проблемы профобучения и трудоустройства инвалидов собрались кузбасские специалисты и гости из Москвы. Конференция – возможность поделиться опытом. Москвичи, например, говорят не только об обучении, но и так называемом сопровождении на 1-ом этапе трудовой карьеры.

Александр Миндель, кандидат педагогических наук (Москва): «Потому что инвалид, закончивший колледж, даже имеющий представление о своей работе, он не всегда может в первые полгода реализовать эти возможности. Начинается с того, что в отделе кадров надо помочь поговорить, еще какую-то информацию надо принять, надо себя заявить работодателю. Потому что работодатель, даже имея социальную ответственность, он всё же ждет профессионала, а не человека, который не будет работать».

И в столице, и в Кемеровской области бюджет берет на себя часть расходов на обустройство дополнительных рабочих мест для инвалидов. В Кузбассе с 2010 года благодаря этому работу получила 1000 человек. Около 260 мест создадут в этом году. Всего же в регионе проживает 80 тысяч инвалидов трудоспособного возраста. Работает каждый 5-ый. Детей с инвалидностью – по словам уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрия Кислицына – свыше 11300. Конечно, не все достигли возраста профессионального самоопределения, но предложений для них маловато.

Дмитрий Кислицын, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области: «Учреждения, которые на сегодня занимаются профессионально подготовкой таких детей, их можно по пальцам пересчитать. Практически в регионе их на сегодняшний день, таких учреждений, 4. Мы имеем ситуацию, когда инвалид идет не туда, куда хочет, а, если брать, допустим, категорию детей-сирот – вот из тех инвалидов, о которых мы говорим – они идут туда, где есть койко-место».

Специалистов Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа-интерната на конференцию в Кемерово почему-то не пригласили. Хотя от Урала до Дальнего Востока это единственное учреждение такого уровня. Едут отовсюду. Сейчас здесь обучается 150 человек из разных регионов. А принять способны до 270. Чтобы людям с инвалидностью легче было найти путь в жизни, работает отделение выбора профессии. В течение 2-х недель, оценивая физические, интеллектуальные, творческие способности, специалисты помогают абитуриентам определиться. В колледже-интернате расширяют диапазон предложений, постоянно сотрудничают с центрами занятости, изучают спрос на рынке труда.

Николай Агарков, директор Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа-интерната: «Мы вообще задачу ставим, что наш студент, учитывая инвалидность, должен быть грамотней, я подчеркиваю – по грамотности, чем студент нормального учебного заведения. Мы ищем новые профессии, где можно не только работать с металлом, а где можно работать и в художественном направлении».

Сейчас здесь обучают по 10-ти направлениям деятельности. 4 из них появились за последние 5 лет. Причем некоторые для российской экономики считаются приоритетными. Например, электромеханик по ремонту медицинского оборудования. Сергей Якимов станет одним из первых выпускников с этой профессией. До травмы позвоночника ремонтировал автомобили, сейчас будет реанимировать медтехнику.

Сергей Якимов, студент Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа-интерната: «Ремонтировать – это вообще очень хорошо. А тем более, если помогать людям, вот это вот всё делать в больнице. Сейчас я проходить практику пойду, там уже договорились – сразу устраиваюсь на работу».

Примерно 60 % выпускников колледжа после обучения находят работу или поступают учиться дальше. Другие либо сталкиваются с отсутствием доступной среды в учреждениях и на предприятиях, либо не имеют личной мотивации. У Кости с мотивацией всё прекрасно. Каждая минута – работа над собой. Он даже стал мобильнее. В 2012 году передвигался только на коляске, сейчас – на ходунках. Осваивает радиомеханику. Гордится, что недавно без схемы разобрал и собрал магнитофон. Даже с 1-ой группой инвалидности профессии в Новокузнецком колледже-интернате обучат. А вот кто возьмет на работу? Костя, как и его наставники, иллюзий не строит, но цель перед собой поставил.

Константин Кузнецов, студент Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа-интерната: «Я буду заниматься , как бы сказать, самопрактикой. То есть дома что-то ремонтировать, вот. Тогда можно будет подумать о будущем развитии или пойти еще куда-нибудь обучаться».

В ближайшее время в Новокузнецком колледже еще появится автомобильный класс. Будут обучать вождению. Это тоже – в помощь людям с инвалидностью. Материальную базу колледж старается расширять и обновлять. Сейчас получается сделать это раз в 6 лет. Показатель неплохой, но жизнь требует большего.

Николай Агарков, директор Новокузнецкого государственного гуманитарно-технического колледжа-интерната: «Через каждые 3-4 года, в среднем, надо базу менять. Потому что 4 года – всё! Мы ушли, отстали. А за это время как раз выпускник приходит, уходит, новый появляется. И новые направления. 4 года – мы понимаем, в мире что делается».

Специалисты, занимающиеся профобучением, могут поднять немало проблем, невидимых постороннему глазу. Так, по действующим стандартам, сроки обучения для физически здоровых людей и инвалидов равны. «А как можно за год подготовить, например, художника по росписи, – говорят в колледже,– если иногда это время уходит только на то, чтобы человек научился держать в руках кисточку?». Поэтому коллектив сейчас добивается увеличения сроков обучения по некоторым направлениям.