Архив:

Вне зоны доступа. Питерские инвалиды пожаловались на имитацию безбарьерной среды

В Петербурге прошел первый форум «Петербург без барьеров». Представители власти и строительных компаний рассуждали, как можно сделать наш город удобным для инвалидов, стариков и туристов. А двое колясочников рассказали о реальном положении дел — недоступных для них аптеках, почте и транспорте.

Оазисы доступности среди сплошных барьеров

Петербург считается самым «безбарьерным» городом в России. С 2001 года Смольный выделяет крупные суммы на создание доступной среды. В 2013–2015 годах в рамках этой программы будет потрачено 10,9 миллиарда рублей. Ощутимые улучшения, по идее, уже должны быть заметны.

— В Петербурге, по нашим последним данным, проживает более 12 тысяч колясочников. Вы часто видите их на улицах? — поинтересовался у собравшихся на форуме лидер инициативной группы «Колясочники Питера» Сергей Поюнов. — Их не видно, потому что им все еще не выйти из дома, не проехать по тротуару и не воспользоваться общественным транспортом. В городе нет безбарьерной среды.

Поюнов привел пример с новостройками в Невском районе. Теоретически недавно сданные дома возводились с учетом интересов инвалидов. У каждой парадной сделан удобный пандус. Но он упирается в металлопластиковую дверь, слишком узкую для инвалидного кресла, и в порожек 7 сантиметров высотой.

— Наши колясочники рассказывают, что им предоставляют жилье в социальных домах, — это хорошо, но перепад пола между комнатой и балконом — 10–15 сантиметров, на балкон им уже не выбраться, — сообщил Поюнов.

В прошлом году он входил в состав независимой инспекции, которая проверяла, как социальные объекты — поликлиники, расчетные и информационные центры, госучреждения — потратили деньги, выделенные на адаптацию их зданий для приема инвалидов.

— Мы осмотрели около 30 объектов — ни на одном не были полноценно выполнены работы по созданию доступной среды. Либо вообще никак, либо с недочетами сделали. Так у нас осваивают бюджетные средства, — посетовал Поюнов. — Более того, мы указали руководителям на выявленные недостатки, но спустя несколько месяцев все было по-прежнему, ничего не изменилось.

На дороге опасно, но удобно

На форуме особое внимание уделяли теме доступности культурных учреждений для инвалидов. В пример, конечно, приводили Исаакиевский собор, где установлены удобные подъемники для колясочников.

— Да, хорошее приспособление. Но я долго пытался понять, как им воспользоваться. Ворота, которые вели к подъемникам, оказались на замке, никого из сотрудников собора-музея рядом не оказалось, спрашивать у всех подряд мне было неудобно. Только через полчаса я разглядел на черной ограде черную кнопку звонка, позвонив в который, я вызвал представителя музея, — вспоминает Поюнов.

Похожая проблема и с новыми трамваями. Сами по себе они удобны для инвалидов, низкий пол и площадки без ступенек позволяют заезжать в них на коляске. Но все это оказывается бесполезным из-за того, что остановки делают вровень с землей, а не поднимают на 20 сантиметров, как задумывалось.

Своим взглядом на доступность Петербурга для инвалидов на форуме поделилась и петербургская участница Паралимпийских игр, занимающаяся настольным теннисом и фехтованием, Разиля Ермакова:

— Я чаще всего езжу не по тротуарам, а по дороге — так удобнее. А то два-три квартала можно миновать по пешеходной части, а потом обязательно упираешься в припаркованные машины или высокие поребрики.

Спортсменке оказались недоступны и многие социальные учреждения. Например, ей не пробраться в отделение почты. К входу ведут ступеньки. А пандус представляет собой две металлические балки, расположенные под слишком большим углом.

— В администрацию Выборгского района тоже трудно попасть из-за ступенек. Я отправляла им заявку на пандус. Мне пришел ответ, что денег на него нет, — говорит Разиля. — При этом на установку вертушек на входе средства нашлись.

Елена Михина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ