А днем ранее в Казани прошло еще одно мероприятие, посвященное инвалидам. Гораздо менее отмеченное вниманием коллег-журналистов, ибо не столь яркое, конечно, в медийном плане. Но вот жаль, что оно не привлекло внимания, потому что на международной конференции «Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», прошедшей в ТИСБИ с участием представителей из 13 стран мира, были озвучены весьма поучительные цифры, много говорящие о реальном состоянии дел в этой сфере.
Представляющий министерство образования и науки Российской Федерации Борис Викторович Белявский напомнил, к примеру, что программа экономического развития России до 2020 года предполагает, что к 2016 году до 60% общеобразовательных школ страны будут готовы принимать в своих стенах детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть даже специальная министерская программа «доступная среда», предполагающая оборудование пандусов в школах, расширение проемов дверей, установку специальных туалетов и прочее. Однако на дворе уже 2014 год, и вместо обещанных к 2016 году 60%, пока что мы имеем лишь 2,5% обеспеченности школ необходимыми устройствами по организации доступной среды инвалидам.
В России инклюзию понимают по-своему
Хорошо, конечно, вводить инклюзивное образование в школах, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья занимались вместе с обычными детьми, но оказалось, в России инклюзию понимают по-своему! Об этом сообщил специально приехавший на конференцию депутат государственной думы России, академик Олег Смолин, являющийся первым заместителем председателя комитета Госдумы по образованию, а также вице-президентом Всероссийского общества слепых.
По словам Олега Николаевича, сейчас под флагом инклюзии в России закрывают специальные и коррекционные школы, детей переводят в обычные, «забыв» при этом создать для них специальные условия.
Механику подобных закрытий пояснил уже упоминавшийся нами Борис Белявский, точная должность которого, пожалуй, не уместится ни в какой телевизионный титр: заместитель руководителя центра дошкольного общего дополнительного и коррекционного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Этот человек с длинной должностью и рассказал нам о том, что финансирование специальной или коррекционной школы, осуществляемое из местных региональных бюджетов, обходится, в среднем, в зависимости от категории и наименования заболевания, с которым здесь учатся дети, в 3-5 раз дороже обычной школы. Вот и закрывают! Соединяют с обычной школой, оптимизируют, превращают в школы с коррекционными классами, на деле — ничего не делая для обеспечения нормальных условий обучения. По словам Белявского, только в Новгородской области за последний год закрыто 18 таких школ, в Свердловской — восемь, всего же по России за последние 3-4 года было закрыто порядка 250 специальных и коррекционных школ.
В республике за год было закрыто 134 школы
На мой прямой вопрос, делает ли что-то сейчас министерство образования России, чтобы переломить эту ситуацию, Борис Викторович ответил коротко: «Нет!», все вопросы по формированию/расформированию школ полностью отданы в ведение местных властей субъектов Российской Федерации, именно они и определяют порядок у себя в регионах!
Свежих данных по Татарстану у меня нет, республика чаще рапортует об успехах, реальные цифры достать сложнее. Но тоже, конечно, оптимизируют! Например, сокращают сельские, малоукомплектованные школы. По цифрам 2010 года, которые с боем удалось тогда вырвать журналистам, в республике за год было закрыто 134 школы. Впрочем, их «успокоили» тем, что Татарстан сейчас лишь на 87-м месте по стране по количеству закрытых или реформированных школ.
Университет управления «ТИСБИ», в котором и прошла нынешняя конференция с участием представителей комиссии России по делам ЮНЕСКО, российского МИДа, института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 35 иностранных представителей из США, Армении, Бангладеш, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Ботсваны, Великобритании, Гамбии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Филиппин (всего свыше 350-ти специалистов из зарубежья и 30-ти городов России), — это главная татарстанская витрина, положительный пример применения принципов инклюзивного образования, совместного обучения здоровых студентов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Но что дальше, за этой витриной? Вопрос! Да, вопрос...
Пока в ТИСБИ шел второй день конференции, последние участники шествия на инвалидных колясках, устроенного инициативной группой «Города без преград» с трудом доковыляли до конечного пункта прогулки длинной менее километра, длившейся час с лишним. 2,5% вместо 60% — вот вам настоящие «живые цифры» нашего пока что отношения к инвалидам! Так и живем!
Айрат Бик-Булатов
Источник: Твоя Свободная трибуна