Архив:

На пути к развитию инклюзивного образования

13 мая состоялось заседание Общественного совета Юго-восточного образовательного округа, в работе которого принимал участие заместитель Председателя Законодательного Собрания Кировской области Михаил Вячеславович Курашин.

Главной темой заседания стал вопрос о роли органов местного самоуправления в развитии системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Актуальность тематики определяется несколькими факторами, среди которых ключевыми являются принятие федерального и регионального законов об образовании, проблемы, связанные с содержанием и ремонтом помещений и зданий учреждений, работающих с этой категорией детей, особое внимание со стороны органов государственной власти к вопросам образования и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью.

В качестве площадки для изучения опыта и обсуждения вопросов стал Малмыжский район, который показал, как реализуется система работы с такими детьми на уровне муниципального образования и при поддержке местной власти. Инклюзивные группы в дошкольных учреждениях, специализированная школа, спортивные секции для детей с ОВЗ, кружки и направления работы органов социальной защиты населения, межведомственная комиссия при главе района по вопросам детей с ограниченными возможностями – этот перечень субъектов системы образования и государственной политики сегодня решает проблемы порядка двухсот ребят, имеющих ограничения по здоровью, и обеспечивает содержательное наполнение образовательно-воспитательной работы с данной категорией. Представленный малмыжанами опыт вызвал интерес со стороны глав и руководителей органов образования остальных муниципальных образований, входящих в состав Юго-восточного образовательного округа.

В то же время были выявлены и схожие у всех муниципалитетов проблемы в этой работе.

Во-первых, нехватка координирующего начала на уровне «горизонтальных» межведомственных связей. Речь идет о том, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью сопровождался с момента рождения и до момента полной социализации и профессиональной адаптации, а для этого необходимо не просто проводить мероприятия, а обеспечивать интеграцию и партнерство различных участников образовательно-воспитательного процесса. Участниками было предложено организовать координационные советы при органах управления образования муниципального уровня с целью составления единого плана работы и мероприятий, а также обеспечения полноценного сопровождения ребенка или подростка с ОВЗ или инвалидностью.

Другой значимой проблемой была названа нехватка квалифицированных кадров в системе работы с такими детьми. Речь идет не о простых педагогах, а о специалистах, прошедших специализированную подготовку и переподготовку. И в этом вопросе немаловажно было бы решить проблему по организации таких курсов на уровне областного Института развития образования.

В рамках обсуждения третьей важной проблемы – финансирования специализированных классов и учреждений – было рассмотрено обращение главы администрации г. Кирова Д.Н.Драного о предложении законодательно закрепить на уровне области полномочия по обеспечению специальных организаций для детей с ОВЗ и инвалидностью за муниципальными образованиями с соответствующим финансированием.

По итогам бурных обсуждений было принято решение принять данное обращение к сведению, но со своей стороны подготовить собственное обращение к Ассоциации муниципальных образований и Правительству Кировской области с просьбой предусмотреть в поправках к областному бюджету финансовые средства для выполнения предписаний надзорных органов. Такие средства были заложены в первый проект бюджета, но при окончательном утверждении они были исключены в связи с тяжелым финансовым положением региона.

После обсуждения ключевого вопроса повестки, члены Общественного совета подвели итоги прошлого года и избрали нового председателя – главу Малмыжского района Р.Г.Галафаева.

Михаил Вячеславович Курашин, заместитель Председателя ОЗС:

- Вопросы, которые поднимает Общественный совет, всегда актуальны, а их обсуждение носит неформальный характер, в первую очередь за счет того, что в состав совета входят непосредственно главы муниципальных образований. Их присутствие на заседаниях совета, а также активная позиция при обсуждении вопросов, подчеркивает значимость выбранных тем. Это позволяет системе образования округа получить дополнительное внимание со стороны руководства муниципалитетов, а управлению образовательного округа - получить ответственно сформулированные предложения для последующей их трансляции на уровень законодательной и исполнительной власти региона. Таким образом, и депутаты, и руководство области получает обратную связь на реализуемые законы и программы, что помогает вносить корректировки и изменения с целью повышения эффективности государственной политики в региональном образовании.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ