Архив:

5 вопросов о доступной среде в ЕАО

О проблемах людей с ограниченными физическими возможностями и реализации программы "Доступная среда в ЕАО" рассказывает председатель областного общества инвалидов ЕАО Александр Кушнарев.

Как вы считаете, создана ли в области доступная среда для инвалидов?

- В полной мере - нет. Если в Биробиджане еще пытаются создать достойные условия для жизни инвалидов, хотя и здесь отнюдь не все гладко, то отправьтесь в любую деревню, село - там у людей с ограниченными физическими возможностями, особенно у инвалидов-колясочников, вообще порой нет возможности выбраться куда-то, участвовать в общественной жизни. 

Основной парадокс в том, что нередко те же инвалиды-колясочники живут на третьих, четвертых и пятых этажах многоэтажек. Лифтов в таких домах нет, а спуститься или подняться по лестнице им тяжело порой даже с посторонней помощью. Сейчас принята новая программа "Доступная среда в Еврейской автономной области на 2014-2016 годы". В рамках этой программы будут специально оборудовать жилье для инвалидов-колясочников и выходы на улицы. На эти цели выделят триста тысяч рублей на три года. Это, конечно, капля в море. Особенно, если делать все на совесть, а не для отмашки.

Многие социальные объекты стараются оборудовать пандусами, но становятся ли они от этого доступнее для инвалидов?

- Я уже не раз обращал внимание властей и общественности на то, что многие наши предприниматели при строительстве делают пандусы "для галочки". В итоге инвалид-колясочник чисто физически не может ими воспользоваться - либо расстояние между поручнями слишком большое, либо пандус очень скользкий, особенно в дождь или снег. К  тому же и доступ к пандусу нередко оказывается перекрыт бордюром. Такая же беда на перекрестках, выездах с тротуара на дорогу. Мы обратились в мэрию областного центра с просьбой решить эту проблему, ждем отклика.

Но и пандус - не решение проблемы. Взять, к примеру, ту же первую школу - в новом здании сделали хороший пандус, а большинство учебных кабинетов находятся  на втором и третьем этажах. При этом лифт отсутствует. Как туда должен колясочник добираться? В тех же туалетных комнатах стандартный дверной проем - шестьдесят сантиметров, а ширина инвалидной коляски - девяносто. Понятно, что инвалид туда не сможет попасть. 

Сейчас много говорят об универсальном дизайне помещений с элементами доступности не только для колясочников, но и инвалидов по зрению и слуху, маломобильных групп - тех, кто не имеет постоянной инвалидности, но получили какую-то травму, перелом. Им тоже приходится сталкиваться с такими же проблемами. Но они вылечились и забыли об этом, а мы остаемся один на один с этими трудностями. Обращаемся к властям, вместе пытаемся как-то решить эти проблемы, но все упирается в деньги. 

Транспорт у нас, к сожалению, недоступен для колясочников. Хотя по закону в государственном автопарке должно быть не менее пяти процентов автобусов, оборудованных подъемниками для людей с ограниченными физическими возможностями. Я беседовал по этому поводу с директором пассажирского автотранспортного предприятия Биробиджана, но на переоборудование  у них нет средств. Так что благих намерений у нас много, но финансово это никак не поддерживается. Поэтому многие проблемы так и остаются нерешенными. 

Мне посчастливилось побывать на Паралимпийских Играх в Сочи в роли зрителя. Такое чувство было, словно я попал на другую планету. В Сочи на примере одного города наглядно продемонстрировали, какой должна быть доступная среда для инвалидов. Там колясочник может попасть куда угодно, не прилагая к этому особых усилий. В России инвалидов более двенадцати с половиной миллионов, и все они сталкиваются прежде всего с проблемами труднодоступности. 

Что вы можете сказать о проблеме трудоустройства инвалидов в ЕАО?

- Доступная среда подразумевает решение комплекса проблем, в том числе и трудоустройства инвалидов. У нас в области многие инвалиды имеют высшее образование, так что вполне могут составить конкуренцию здоровым людям в каких-то сферах деятельности. Но, увы, они элементарно не всегда могут добраться до места работы. Опять же возникают проблемы с транспортом, пандусами, лифтами. Это одна из причин, почему работодатели порой отказывают людям с ограниченными физическими возможностями в трудоустройстве. Есть, конечно, и другие. Думаю, нужно проводить беседы с работодателями, объяснять им, доказывать, что среди нас есть хорошие специалисты. 

Могут ли инвалиды области реализовать себя в спорте?

- После Паралимпиады стали много говорить о необходимости развивать адаптивные виды физкультуры, создавать клубы здоровья. Речь идет, конечно, не о спорте высших достижений, а о массовости, чтобы инвалиды посредством занятий физкультурой могли себя реабилитировать. Дело в том, что при многих заболеваниях, занимаясь спортом, люди с ограниченными физическими возможностями действительно могут улучшить качество своей жизни. 

Но здесь мы сталкиваемся с теми же проблемами. Что показывает статистика? Программа "Доступная среда" работает у нас с 2011 года. Проводились мониторинги, в ходе которых выяснилось, что из ста объектов социальной инфраструктуры - шестьдесят четыре полностью недоступны для инвалидов, около двенадцати лишь частично доступны, полный доступ есть лишь к остальным двадцати четырем. Это притом, что обследовали лишь малую часть социальных объектов области. 

У нас в районах много молодых ребят, которые могли бы заниматься спортом. Создаются группы здоровья, но по инициативе самих инвалидов-активистов, как, например, в Облучье, Биракане. Все держится на энтузиазме таких людей, которые хотят улучшить свою жизнь и помочь другим.

При занятиях спортом, физкультурой важно учитывать медицинские показания. Насколько у нас в области доступны медицинские услуги для инвалидов?

- Вновь возникает проблема доступности медучреждений, особенно в районах. Там больницы совершенно не приспособлены для колясочников. Нередко возникают сложности с медицинским обследованием, прежде всего у тех, кому нужно выехать для этого из сел в райцентр или Биробиджан. Нужен транспорт, нужны деньги на дорогу. Ощущается и нехватка узких специалистов, к которым непросто попасть на прием. 

Вообще быть инвалидом в нашей стране очень дорого. Если здоровый человек может себе в чем-то отказать, сэкономить, то для инвалида это может быть жизненно важно. Не говоря уже о том, чтобы куда-то съездить на лечение. В советское время было два замечательных курорта, которые были специально оборудованы для спинальников - людей, пользующихся инвалидными креслами. Это "Сад-город", расположенный недалеко от Владивостока, и санаторий имени Бурденко в Саки, в Крыму. Крымская здравница была для нас какое-то время недоступна, так как стала заграничной, но после присоединения Крыма к России, думаю, мы снова сможем проходить там лечение. 

Хочу сказать, что и во Владивостоке, и в городе Саки объекты  инфраструктуры вполне доступны для инвалидов. То есть существуют примеры того, как создать безбарьерную среду. Остается только надеяться, что когда-нибудь доступная среда станет действительно доступной и в нашей Еврейской автономной области.

Юлия Новикова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ