Архив:

Пол Скоулз и другие известные футболисты с физическими «отклонениями»

Футбол – действительно спорт №1. Эта игра уже давно стерла все мыслимые и немыслимые границы. В нее играют дети и взрослые, мужчины и женщины, бедные и богатые. У короля спорта нет ограничений, для него все равны, и даже люди с ограниченными возможностями находят себя в футболе, причем порой это у них здорово получается.

Зачастую сила духа позволяет людям сворачивать горы. Любовь к футболу, помноженная на волю, может нивелировать некоторые физиологические отклонения – это невероятный мотивирующий фактор.

Самым известным футболистом с «отклонениями» является двукратный чемпион мира, бразилец Манэ Гарринча. Разная длина ног этого кудесника мяча (левая была короче правой на 6 см) стала причиной целого списка прозвищ, которые носил Гарринча – «Кривоногий ангел», «Чарли Чаплин», «Великий хромой». «Гарринча» - тоже прозвище, которое дала сестра футболиста за любовь к охоте на птичек «гарринча», щебет которых юный игрок умел имитировать.Помимо всего прочего бразилец страдал косоглазием, деформацией позвоночника и смещением костей таза. Но при этом все недостатки на поле превращались в достоинства – его технике завидовал сам Пеле, а многие считали, что Гарринча даже сильнее Короля футбола. В товарищеском матче против «Фиорентины» Гарринча обвел полкоманды, в том числе и голкипера, но выйдя на пустые ворота бить не стал, а дождался защитника соперника, еще раз его обыграл филигранным финтом и только тогда поразил ворота, чем привел в ярость тренера сборной Бразилии. Только вот с другим недостатком, а именно алкоголизмом, Гарринча справится не смог, а многомиллионная Бразилия не подставила вовремя плечо легенде. В 45 лет потомок индейцев умер от цирроза печени, как и его отец.

Первым и единственным футболистом без кисти, которому удалось стать чемпионом мира по футболу, стал уругваец Эктор Кастро. В 13 лет будущий триумфатор ЧМ-1930 и ОИ-1928 получил травму электропилой, в результате которой лишился кисти правой руки, но увечье не помешало ему добиться признания. «Elmanco» (Однорукий) стал одной из легенд уругвайского «Насьоналя», причем как в роли футболиста, так и в роли тренера.

Еще большего уважения заслуживает румын Тудорел Михалеску, который защищает ворота команды «Вулкан» из четвертого румынского дивизиона без кисти левой руки. Этому стражу ворот 48 лет, он три десятка лет в футболе и поиграл за разные команды разных лиг. При этом его везде обожали болельщики, а сейчас он один из главных творцов успеха «Вулкана», который мчится к повышению в классе.

Совсем недавно донецкий «Металлург» забраковал колумбийского футболиста Рохера Каньяса, у которого донецкие медики обнаружили… только одну почку. В детстве Рохеру после удара по почкам была проведена операция, но это не стало помехой для карьеры футболиста. Поиграв на родине, Каньяс отправился покорять Европу: латвийский «Транзит», российская «Сибирь», польская «Ягеллония», карагандинский «Шахтер» - нигде отсутствие одной почки не мешало играть. Неужели в донецком «Металлурге» сначала подписывают контракт с футболистом, а потом проводят медобследование?

К слову, и до Каньяса люди успешно играли в футбол с одной почкой. Вспомним, например, защитника московского ЦСКА Валерия Минько, который в начале карьеры потерял почку в результате столкновения с соперником. После этого он не только вернулся на поле, но и сделал неплохую карьеру, даже в сборной поиграл, в том числе и против Украины в Киеве осенью 1998 года. «Слава Богу, нам дано по две почки. И если вторая почка здорова, то она возьмет на себя функцию утраченной. Каждый случай индивидуален, поэтому говорить о том, скажется ли это на выносливости футболиста, сложно. Но мне это больших проблем не создало. После игры мне давали на один день отдыха больше», – вспоминает Валерий Викентьевич.

Ну и напоследок вспомним Пола Скоулза, который является олицетворением борьбы с таким недугом как астма. «Рыжий принц» всю карьеру провел со специальным ингалятором. «При сильном приступе, если под рукой нет лекарства, лёгкие сжимаются и воздух перестаёт поступать. А умирать в мои планы не входит. Были ли когда-нибудь сложности, связанные с астмой и футболом? Иногда мне приходилось пользоваться лекарством, из-за чего я мог пропустить свой последний чемпионат мира. Эти лекарства «расширяют» лёгкие, а потому считались допингом», – разоткровенничался когда-то Скоулз. Астма – не единственная преграда на пути Скоулзи. Его также донимала болезнь Осгуда-Шлаттера (болезнь большой берцовой кости), а также проблемы со зрением на закате карьеры. Но Пол со всем справился и большими буквами вписал свое имя в историю «Манчестер Юнайтед».

Олег Барков

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ