Архив:

Шаг в самостоятельное будущее

Реабилитация детей с ментальными нарушениями проводится в детских домах-интернатах Иркутской области по специальной программе. Нынешний учебный год заканчивает 342 ребенка данной категории.

Учебный год подходит к концу. Менее месяца остается учиться и 42 ребятам из Иркутского специализированного детского дома № 2. Сейчас, как и в остальных школах, на уроках здесь повторяют пройденное. Ирина Толстикова ведет во втором классе занятие счета. Прикрепляя на доске яркие пирамидки, обращается к ученикам:

– Сколько вы видите пирамидок?

– Одну – хором отвечают ребята.

– Добавляем еще пирамидку, сколько получается?

И вновь звучит коллективный ответ:

– Две!

Увереннее и громче отвечает 13-летний Леня. Ирина Анатольевна, похвалив его, рассказывает, что у подростка любимый предмет – письмо. Он умеет писать «мама», свое имя, а еще имя девочки, которая ему очень нравится, – Альбина.

– Уроки у нас проходят ежедневно, включая субботу, – объясняет учитель. – Леня за весь учебный год не пропустил ни одного, несмотря на то что прикован к инвалидной коляске. Мальчик очень расстраивается, если его вовремя не привозят в класс на уроки.

За настроением учеников в этом классе следят с особым вниманием. Есть даже специальная «доска настроений», на которую перед началом занятий ребята прикалывают свои фотографии в определенном секторе: «хорошее», «грустное», «очень веселое». Когда занятия заканчиваются, школьники вновь перемещают свои фотографии, в зависимости от эмоционального настроя.

В пятом классе – урок домоводства. Кабинет по обстановке напоминает обычную квартиру. Ученицы в роли хозяек постигают азы обычной домашней работы. Той, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно: как правильно заварить чай, накрыть стол, помыть посуду… Обычные действия этим девочкам даются нелегко. Социальный педагог Надежда Жужукова следит внимательно за каждым движением воспитанниц:

– Сегодня мы учимся пришивать пуговицы. Пока не на одежде – на лоскутке. Учимся вдевать нитку в иголку, выбирать цвет ниточки и пуговицы Я им говорю: пуговку надо уметь пришивать обязательно, чтобы никого не просить. И они это понимают. На следующий год будем учиться готовить, научимся чистить картошку и овощи, попробуем делать салаты…

По соседству – урок чтения. Тема «Детские журналы». И вновь все, как в обычной общеобразовательной школе. Учитель спрашивает, а дети – отвечают. Сергей с выражением рассказывает стихотворение:

– Не обижайте, люди, моря! Байкал, ведь, тоже хочет жить! Играть с волной, с ветрами спорить и людям преданно служить!

– Работать с этими детьми очень интересно, – объясняет учитель Татьяна Радостева. – Конечно, требуется многократное повторение и закрепление пройденного, большое количество наглядности и дидактического материала, преобладание игровой деятельности в обучении… Но эти дети очень эмоциональны и искренни. Среди них немало настоящих талантов. 

Побывав на уроках и ознакомившись с достижениями ребят, министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов, отмечает:

– Вначале это был проект, теперь сложившаяся система. Второй учебный год в четырех специализированных детских домах: двух Иркутских, Братском и Саянском для особой категории детей мы проводим обучение по специальной программе. В первый год за парты сели 47 детей, в этом – уже 342. Сейчас уже можно утверждать: практически все пройдут программу этого года.

По заявлению министра, обучение детей с ментальными нарушениями «просто необходимо, поскольку является первым шагом для самостоятельного будущего»:

– Следует задуматься о том, что по достижении 18 лет эти дети выйдут из детских домов. Кто-то будет и далее находиться в государственных учреждениях, а кто-то уйдет домой. Они должны знать элементарные вещи, что рубль состоит из 100 копеек, что шоколад стоит 50 рублей, а не 500… Что можно написать свою фамилию, когда получаешь пенсию, а не просто поставить крестик…

Всего в специализированных детских домах Приангарья проживает 1 тыс. 80 детей-инвалидов. Для ребят проводится всесторонняя реабилитация: работают мастерские, создаются подсобные хозяйства, теплицы и огороды, регулярно организуются творческие и спортивные фестивали, конкурсы и спартакиады, число которых растет год от года. Ежегодно здесь будет увеличиваться и количество школьных классов. Только в Иркутской детском доме № 2 в следующем учебном году откроется еще один к уже имеющимся пяти.

Владимир Родионов также проверил работу отделения дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях. Напомним, отделение было открыто в начале января текущего года, по многочисленным обращениям семей, воспитывающим детей-инвалидов на базе Иркутского детского дома-интерната № 2. Сегодня его посещают 19 ребят от четырех до 15 лет. С ребятишками в течение дня работают профильные специалисты: логопед, дефектолог, педагог-психолог, хореограф, музыкальный руководитель. Организованы занятия по лечебной физкультуре, предоставляются услуги по массажу и фитотерапии. В отделении детям-инвалидам прививают культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Пока доставка детей до учреждения осуществляется родителями самостоятельно, но в перспективе рассматривается вопрос о выделении специального транспорта. Также решается вопрос о необходимости открытия подобных отделений и в других крупных городах Иркутской области.

Анна Виговская

Источник: Областная