Архив:

ЕМИАС – первый шаг к персонализированной медицине

Новая компьютерная программа, которую установят в столичных поликлиниках, напомнит самим врачам, чтобы они звонили и писали пациентам, с которыми установили персональные взаимоотношения.

Новый функционал Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) поможет врачам установить персональные взаимоотношения с пациентами, которые нуждаются в постоянном наблюдении. Как «Известиям» рассказала пресс-секретарь департамента информационных технологий (ДИТ) Елена Новикова, в первую очередь речь идет о хронических больных, которые забывают или ленятся постоянно сдавать анализы, делать обследования и принимать лекарства. С помощью ЕМИАС врачи будут составлять и обновлять списки пациентов, которым они должны будут позвонить, послать SMS или e-mail.

— Речь идет о первом шаге к персонализированной медицине, — сказала Елена Новикова. — Планируется создать инструменты, которые позволят медикам наладить работу с пациентами, требующими особого внимания, прежде всего с хроническими больными.

По ее словам, это могут быть, к примеру, пациенты, «которым нужно регулярно замерять давление или сахар в крови и информировать лечащего врача о малейших изменениях, чтобы тот мог вовремя скорректировать лечение». Также это могут быть пациенты, которым необходимы регулярные профилактические исследования, например больные стенокардией, им несколько раз в год нужно делать ЭКГ. Врач с помощью компьютерной программы создаст специальный список пациентов, с которыми он установил персональные взаимоотношения. Также он может делать пометки, которые напомнят ему, когда подойдет время для очередного анализа или обследования. Пригласить в поликлинику пациента врач сможет с помощью SMS, звонка, по видеоконференц-связи или электронным письмом. 

— Исследования показывают, что дисциплина приема лекарств сильно снижается по истечению определенного периода времени и дальше нужны новые стимулы, чтобы пациент вновь начал их принимать, — сказала Елена Новикова. — Звонок или письмо доктора может стать тем самым стимулом.

Обеспечение возможности установления персональных взаимоотношений с пациентом — одна из новых функций ЕМИАС — системы, в рамках которой появилась электронная запись к врачу, начинают тестироваться электронные медицинские карты и электронные больничные. Сейчас ДИТ за 283 млн рублей заказывает разработку новых сервисов для инфоматов, установленных в медучреждениях, и программного обеспечения, с которым работают поликлиники и больницы. Как сказано в техзадании, персональные взаимоотношения позволят повысить уровень доверия пациентов к врачам.

Как ранее писали «Известия», предполагается, что поликлиники будут сами оплачивать лечение в больницах пациентов, которым они не оказали достаточную помощь на своем этапе — не сделали вовремя обследование или не назначили правильного лечения. В рамках системы виртуального фондодержания у каждой поликлиники будет условный счет, с которого деньги будут поступать в стационары вслед за «запущенными» пациентами. Если система будет хорошо работать, у поликлиники будут в том числе материальные стимулы качественно заниматься профилактикой и лечением прикрепленных к ним жителей.

— Таких врачей, которые реально заботятся о здоровье своих пациентов и готовы им напоминать о том, что нужно лечиться, сейчас в поликлиниках единицы, — сказал директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. — Важно грамотно объяснить медикам, как и зачем они должны звонить и писать своим пациентам. Тогда эти навыки у них появятся уже через полгода. Если им просто постоянно говорить, что теперь у них новые обязанности, процесс может быть очень долгим.

Эксперт добавил, что на тщательное выполнение всех обязанностей у работников поликлиник сейчас может быть слишком мало времени. Во-первых, они выполняют много непрофильной работы. В 2013 году были отменены 27 из 68 наиболее распространенных форм, которые должны были заполнять врачи в поликлиниках при приеме пациентов, но на писанину всё равно тратится много времени. Во-вторых, по словам эксперта, часто плохо бывает отлажена маршрутизация пациентов. К примеру, в рамках одного поликлинического объединения могут работать два одинаковых специалиста, но к одному из них стоит очередь, а другой в это время сидит в кабинете один.

Юрий Снегирев

Источник: Известия

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ