Архив:

Солнечные дети. В Приангарье ребят с нарушением интеллектуального развития готовят к самостоятельной жизни

В Иркутской области дети с нарушениями интеллектуального развития, живущие в домах-интернатах, получили возможность адаптироваться в обществе. Два года назад при интернатах для них были созданы специализированные классы. В Приангарье всего четыре социальных учреждения для этой категории детей — два в Иркутске, по одному в Братске и Саянске. В них живут 1 тыс. 80 ребятишек. 

Сегодня министерство социального развития, опеки и попечительства Приангарья подводит первые итоги реализации своего проекта. Этот учебный год с успехом закончат около 340 ребят, которые познают не только основы математики, письма и чтения, но и учатся шить, лепить из глины, а также таким простым казалось бы вещам, как приготовление пищи, уборка в доме и мытье посуды. Но для ребят с тяжелыми нарушениями в умственном развитии, которые порой не могут говорить, даже такие занятия даются нелегко. Благодаря открытию специализированных классов особенные дети смогут социализироваться в зависимости от своих физических возможностей и медицинских показаний, ведь раньше, когда образовательных программ для них не было, переходя из детских интернатов в такие же социальные учреждения для взрослых, они не имели подготовки к самостоятельной жизни. 

— Мы запустили этот проект два года назад, и если два тогда было всего 47 учеников, то в сентябре 2013 года за парты сели 342 ребенка. Сейчас это уже целая система обучения для детей с нарушениями в умственном развитии, — рассказал министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов во время посещения Иркутского дома-интерната №2 для умственно отсталых детей. — По итогам этого учебного года складывается хороший результат, почти все дети пройдут обучение, только несколько человек не смогли освоить программу. Ведь это особые и очень сложные ребята. И здесь они получают навыки, способствующие их социальной адаптации и подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни, в которой они могут столкнуться с самыми разными ситуациями. И мы стараемся обучить их элементарному, чтобы они сами могли себя обслуживать. Знали, из скольких копеек состоит рубль и что шоколадка стоит 50 рублей, а не 500. В дальнейшем мы планируем увеличивать количество таких классов.

В Иркутском доме интернате №2 пять классов различного уровня. Для того, чтобы определить, какой класс может посещать ребенок, он проходит медицинскую психолого-педагогическую экспертизу, в рамках которой специалисты оценивают тяжесть его заболевания, способности и навыки. Умеет ли он писать или читать. То есть класс назначается не по возрасту, а по возможностям ученика.

Владимир Родионов, посетив интернат, зашел в классы, где шли уроки, пообщался с ребятами и педагогами, которые поделились успехами своих подопечных. В седьмом классе на уроке чтения занимались около 10 мальчиков и девочек разного возраста. Учительница Татьяна Александровна рассказала, что на уроках дети также учатся считать, писать, с ними занимаются педагоги по развитию речи, большое внимание уделяется прикладным предметам. Уроки идут шесть дней в неделю, пять занятий по 35 минут каждое. Педагог отметила, что дети за этот учебный год не только приобрели знания и навыки обучения, но и стали свободнее в общении.

Для приобретения практического опыта в интернате работает специальный класс, больше напоминающий обычную квартиру. Ребята, сидя за столом вместе с педагогом, учатся пришивать пуговицы. Директор детского дома-интерната Тарас Павлык назвал это помещение комнатой для развития социально-бытовых навыков.

— Воспитанники узнают здесь самые необходимые вещи: как вымыть посуду, нарезать хлеб, приготовить еду, убраться в квартире, и даже просто как можно расставить мебель и другие предметы интерьера. Самое важное, что в этой комнате могут заниматься дети с практически любой умственной отсталостью, — рассказал Тарас Павлык.

Самое сложное в работе сотрудников интерната заключается в том, что они обучают не просто детей, а детей с глубокими умственными нарушениями, многие из которых не умеют даже говорить. Несмотря на отклонения в развитии, это очень старательные и способные ребята. Они учатся вышивать, вязать, готовить, писать открытки, а ведь даже многие взрослые не умеют этого делать. За время обучения ребята постарше научились ставить свою подпись, хотя до этого могли нарисовать только крестик. В интернате есть комнаты психологической разгрузки и даже небольшая молельная комната, которую посещает священнослужитель и проводит церковные праздники. У многих ребят есть крестные.

В интернате созданы условия для того, чтобы ребята могли проявить себя в творческих сферах. Например, здесь есть глиняная мастерская, где установлена специальная муфельная печь для обжига, а также две швейных мастерских. Прикладные занятия ведут педагоги дополнительного образования. Тарас Павлык отметил, что дети достигли определенных успехов, они сшили шторы в актовый зал интерната, а на фестиваль «Байкальская звезда», проводимый для детей-сирот в этом году, не было куплено ни одного платья, все сшили сами воспитанники.

Поскольку у министерства социального развития нет лицензии на образовательную деятельность, педагогические кадры в интернаты поставляет министерство образования. Так, в иркутском доме-интернате №2 уроки ведут учителя из коррекционных школ города. Педагоги отмечают прогресс в обучении и стремление детей получать знания. Хотя многим это дается не просто. Ведь за ними шлейфом тянутся диагнозы страшных заболеваний, одних названий которых люди пугаются. А ведь, например, детей-даунов называют солнечными детьми, и по легенде, бог создал их, чтобы проверить сердца всех остальных людей.

Владимир Родионов также посетил отделение дневного пребывания дома-интерната №2 для детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, которое открылось в январе этого года. Сейчас отделение посещают 19 ребятишек, самому младшему из них четыре года, а старшему 13 лет. Сюда ходят так называемые домашние дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, не имеющие ограничения в передвижении. С ними в течение дня работают профильные специалисты: логопед, дефектолог, педагог-психолог, хореограф, музыкальный руководитель. Организованы занятия по лечебной физкультуре, предоставляются услуги по массажу, фитотерапии.

Заведующая отделением Татьяна Семенова отметила, что если сначала родители очень переживали за своих чад, то сейчас многие дети сами не хотят уходить по вечерам домой. С ними здесь играют, лепят, рисуют, валяют из шерсти. Тарас Павлык рассказал, что услуга дневного отделения платная. С родителями заключается договор социального обслуживания, и они платят половину пенсии ребенка, а это около 6 тыс. рублей в месяц. Однако благодаря открытию отделения многие родители смогли таким образом выйти на работу.

0ee25331abf6ba3380f34f969f15a700.jpg

Владимир Родионов отметил, что отделение дневного пребывания — это пробный проект, и первая смена продлится полгода. В дальнейшем планируется внедрять такие услуги в учреждениях других городов области.

Не далее как через месяц дети в областных интернатах завершают занятия и переедут в пять загородных лагерей. Планируется, что этим летом пройдет спартакиада и большой творческий фестиваль. Ведь ребятам не просто находиться постоянно в четырех стенах, им так же как любым другим детям нужны отдых, свежий воздух, игры.

Только вот перспектив у этих детей пока не так много. Из домов-интернатов они поступают, как правило, во взрослые учреждения, где полученные в детском доме навыки помогут им адаптироваться. Владимир Родионов подчеркнул, что усыновляют таких детей редко. «Общество к этому не готово, — говорит министр. — Опеку оформляют в единичных случаях, и в основном это крестные ребят, а иногда и сами работники домов-интернатов, которые привязываются к своим особенным подопечным. В любом случае семья для них — это самое лучшее. Поэтому, министерство активно работает над восстановлением родственных связей для таких детей. И есть положительная тенденция, когда ребята после интерната возвращаются в семью». 

Марина Фунт

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ