Архив:

Поживём-увидим… Врач Сергей Коноваленко наперекор тяжёлой болезни вернулся к полноценной жизни и любимому увлечению

В мире много людей, которые выжили, встретившись со смертью лицом к лицу, но лишь единицы смогли преодолеть последствия такой встречи. Белгородский врач-анестезиолог Сергей Коноваленко – один из тех, кто смог вернуться к полноценной жизни.

Как карты лягут

С детства Сергей вёл активный образ жизни: сплавлялся на байдарке, штурмовал горные вершины и был убеждён, что нет ничего прекраснее воссоединения с природой. Десятки километров по заснеженной целине, лесу помогают успокоиться и начисто забыть о проблемах.

Но в один из дней его жизнь чуть было не оборвалась. Это случилось почти двадцать лет назад. Накануне ничто не предвещало беды: Сергей с семьёй вернулся из очередного похода, с радостными эмоциями и новыми впечатлениями. А утром проснулся от резкой боли. Наверное, язва разыгралась, подосадовал мужчина. Превозмогая боль, спустился к машине: благо друзья подоспели. В больнице сам дошёл до палаты, успел сказать, чтобы готовили реанимацию, и отключился. Сорок минут Сергея пытались привести в чувство, доктора не прекращали делать массаж сердца: ритм то появлялся, то пропадал, снова появлялся и вновь пропадал…

«В подобной ситуации всё зависит… от раздачи карт, – произнёс Сергей и тут же объяснил: – У меня на рабочем столе демотиватор стоит: смерть с ангелом на животе больного играют в карты. Кто выиграет, тот и решит судьбу».

Так и в его ситуации – оставалось надеяться лишь на чудо…

Хороший пример

И оно произошло. Спустя два дня после медикаментозной комы пациент очнулся. Сначала думал – прооперировали язву и, лишь увидев на груди ожоги от дефибриллятора, всё понял. Однако поверить не мог: как же так, всего 30 лет – и инфаркт. Мрачные мысли не давали покоя: неужели спортивная жизнь закончилась, и его удел – сидеть у телевизора, играть во дворе в домино?!

На Сергея навалилась депрессия, которой, казалось, нет конца. Однако всё разрешил совершенно незначительный случай, о котором мужчина до сих пор говорит с блеском в глазах.

«Мне в больницу как-то принесли книгу Юрия Сенкевича о норвежском путешественнике Туре Хейердале. В одном из рассказов автор упоминает о Райнхольде Месснере – альпинисте, который в 50 лет перенёс инфаркт, но через год пошёл в поход. Дальше я читать не стал: то, что искал, – нашёл. Именно тогда я решил – тоже смогу, как тот альпинист, как Месснер».

Первое время было очень тяжело, любая физическая нагрузка вызывала сильнейшие боли. Но Сергей не унывал и уже в мае выехал с семьёй в лес, где они жили неделю в палатке. Через месяц сплавился по Донцу на байдарке, чуть позже отправился в более сложный пеший поход по горам Крыма, а затем – по южному берегу Белого моря.

Северный поход стал для туриста знаковым. Если выдержу, пройду – я здоров, решил для себя Сергей. Прошёл, преодолел себя, перестал пить таблетки и добился снятия инвалидности. Снова начал работать в полную силу, без послаблений. Да и как иначе – в реанимации врач должен принимать решение порой за несколько секунд, цена промедления – человеческая жизнь.

Снова в путь

Походы снова заняли одно из главных мест в жизни доктора. Команда, костяк которой составляли романтики 60-х, встретила его с радостью. Да и он скучал по этим людям: весельчакам и балагурам. По словам опытных туристов, безусловно, очень важно быть крепким, выносливым, сильным, однако не физические данные являются главными. Моральная подготовка – первооснова всего. Если ты можешь, преодолев себя, идти в холод и в зной, ночевать в палатке в тридцатиградусный мороз, справляться со своим страхом, потерявшись в пургу, тогда ты вправе назвать себя туристом.

«Ни оружие, ни телефоны мы никогда с собой не берем, – заметил Сергей. – Сотовая связь для нас – как проявление слабости. Мы должны самостоятельно разбираться в сложной ситуации».

Команда заранее прорабатывает предстоящий маршрут, отмечая места, таящие опасность, и возможные стоянки. С собой обязательно должны быть карта и компас – самые надёжные помощники. Но туристам XXI века не чужды современные технологии. Термобельё, GPS-навигаторы, анатомические рюкзаки, двухслойные палатки, лыжи со специальным покрытием, – всё это активно используется и значительно облегчает жизнь в походе.

«Смысл похода – не только пройти маршрут. Главное, чтобы самый слабый участник группы получил удовольствие, чтобы трудности не отбили у него желание продолжать заниматься туризмом. Да, и ещё момент, – смеётся Сергей, – поход мы всегда называем исключительно путешествием и никак иначе».

А сколько забавных историй в путешествиях случилось...

«Южный Урал, река Белая, глубокая ночь. Группа поставила палатки, все легли спать, – рассказывает Сергей. – И вдруг прямо над головой раздался шумный вздох, через минуту ещё один – более низкий и протяжный. У меня волосы дыбом встали. А незваный гость посудой гремит, сопит. Мы с другом хватаем фонарь, расшнуровываем палатку, вылетаем с перекошенными лицами, а там… стадо коров ходит. Оказывается, недалеко лесник живёт, вот и выпускает коровок...»

Сергей заметил, что на третьи-четвёртые сутки в человеке, который находится вдалеке от цивилизации, инстинкты обостряются: без часов угадываешь время, без карты – направления. В подтверждение Сергей рассказал ещё один интересный случай.

«Как-то шли мы через Шарапов мыс в Белом море. Знали, что слава у места плохая: людей там погибло много из-за прижимных течений. Чувство тревоги нарастало. И вдруг я почувствовал запах сигаретного дыма. Остановились и слушаем. Тишина кругом. Все начали убеждать, что я ошибся, ведь на карте – ни одного населённого пункта. Но я-то явственно чуял запах. Обходим мыс и вдруг слышим лай собаки, видим: стоит домик, на крылечке мужичок сидит и курит. Не ошиблось моё обоняние».

По словам Сергея, каждый поход непредсказуем, никогда не знаешь, что тебя ждёт. Мой собеседник вспомнил, как однажды упал с высоты 20 метров.

«Сразу скажу, жизнь перед глазами не мелькала, но ощущение того, что время остановилось, было, – рассказывал Сергей. – Ясно понимал, откуда и куда лечу. А внизу – камни. Я от них оттолкнулся и завалился на бок – даже не ушибся. Представляете? А ведь мог разбиться насмерть... И в этот раз повезло… с раздачей карт».

Главное, не отчаиваться

На вопрос, изменилась ли жизнь после того, как врачи «завели» его сердце, Сергей кивает:

«Конечно. Каждый день для меня как последний. Я не строю планов на годы вперёд. Я здесь и сейчас. А что будет дальше, поживём – увидим…»

Всем, кто оказался в похожей ситуации, Сергей советует не раскисать.

«Если вам сказали, что вы тяжело больны, – не отчаивайтесь. В первую очередь, поменяйте отношение к болезни. Если получится, абстрагируйтесь от своего диагноза, не считайте его приговором. Принимайте решение, рискуйте и живите… Нам не под силу остановить дождь, но в наших силах – не обращать на него внимания и продолжать радоваться жизни».

Валерия Игнатова

Источник: БелПресса

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ