Архив:

Инклюзивное образование в Крыму и Севастополе. Эксперты об эффективности российских методик на новых территориях

Минобрнауки России готовит соглашение о представлении субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры инклюзивного образования для детей-инвалидов в Республике Крым и Севастополе.

Сеть организаций с условиями для инклюзивного образования детей-инвалидов будет включать 76 базовых общеобразовательных организаций в Крыму и девять – в Севастополе. Субсидия будет предоставлена в рамках госпрограммы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, сообщает пресс-центр Минобрнауки России. Поддержка образования детей-инвалидов будет опираться на создание универсальной безбарьерной среды и комфорта для учеников. Школы оснастят специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.

Инклюзивное образование в России находится на начальном этапе, оно только проходит апробацию в регионах, отмечает член экспертной группы по инклюзивному высшему образованию при Российском союзе ректоров, вице-президент Общероссийского союза общественных организаций инвалидов Леонид Шорохов. С присоединением Крыма и Севастополя в состав РФ оба субъекта попадают под действующий закон «Об образовании в РФ», который уже предусматривает нормы, конкретизирующие инклюзивное образование. «Процесс на территории РФ запущен, готовятся механизмы, есть пилотные проекты. Вопрос в том, что пока это все методологически апробируется, адаптируется, идет подготовка педагогических кадров, которые будут работать в условиях инклюзивного образования, разрабатываются компетенции педагога, который должен войти в систему инклюзивного образования. Если в условиях Крыма это все будет модернизировано и внедрено в школах, то станет нормой», — говорит эксперт.

Леонид Шорохов обращает внимание на то, что создание доступной среды – это еще не инклюзивное образование. «Инклюзивное образование — это доступность образовательного процесса, то есть обеспеченность комфортного обучения ребенка с инвалидностью в условиях обычной школы. Должны быть тьюторы, социальные педагоги, техническое оснащение, специальные программы, сурдопереводчики и т.д.», — отмечает вице-президент Общероссийского союза общественных организаций инвалидов. По его мнению, наравне с развитием общеобразовательных организаций для инклюзивного образования детей-инвалидов, должны создаваться условия для получения высшего образования людьми с ограниченными возможностями.

«Есть проблемы доступности высшего образования для студентов с инвалидностью. Высшая школа не может быть в отрыве от средней школы. Насколько адаптированным придет ребенок в высшую школу, настолько он сможет учится в вузе», — говорит Шорохов.

Чтобы инклюзивное образование стало повсеместным, необходимо транслировать лучшие практики общественных организаций, занимающихся развитием инклюзивного образования, считает руководитель программ по инклюзивному образованию Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Юлия Симонова. По ее словам, поддержка в сфере инклюзии необходима также школьным педагогами и учителям, нужно проводить для них тренинги, как работать с детьми с аутизмом, синдромом Дауна, как вовлечь их в процесс обучения, какие альтернативные методы обучения использовать, как разработать индивидуальный план обучения детей с особенностями развития, и т.д.

Юлия Вяткина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ