Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Помочь студентам-инвалидам

В МГТУ имени Баумана вот уже три четверти века получают профессию слабослышащие студенты. Вот уже почти полгода столица живет под девизом Года равных возможностей. Как же эти возможности осуществляются на практике и, в частности, где в Москве молодые инвалиды могут получить высшее образование и профессию?

Московский государственный технический университет имени Баумана - один из старейших вузов столицы. Здесь инвалиды, в частности слабослышащие, получают в/о вот уже почти три четверти века: еще в 1934 году группа глухих студентов написала письмо в Совет народных комиссаров - ребята просили разрешение на поступление в вуз. В том же году прошел приказ по наркомату тяжелого машиностроения: разрешить набрать в Московском механико-машиностроительном институте (тогда Бауманка так называлась) спецгруппу таких студентов...

Понятно, что с далекого 34-го жизнь изменилась неузнаваемо - и Бауманка, соответственно: здесь уже давно не училище, а университет. Но традиции остаются - и в том числе те, что касаются ребят-инвалидов. О том, как сейчас работает Головной учебно-исследовательский методический центр (здесь глухие студенты учатся первые три курса), рассказывает заместитель директора ГУИМЦ Вячеслав Крикун: - Сейчас в МГТУ учатся 20 тысяч студентов, из них 300 человек - наши подопечные.

Само здание Головного центра было открыто 10 лет назад на деньги правительства Москвы. Учатся у нас, кстати, не только слабослышащие, есть ребята - инвалиды по зрению, у некоторых ДЦП...

Цель ГУИМЦ - вовсе не разделение «больных и здоровых», наоборот - начиная с третьего курса, студенты переводятся из Головного центра в обычные группы. Сразу оговоримся - никаких поблажек при сдаче сессии у студентов-инвалидов нет, и поступают в вуз они тоже на общих основаниях. За первые три года обучения ребята осваивают программу 1 и 2-го курсов, а дальше учатся «на одной волне» со всеми.

Кстати, во время учебы в центре студенты посещают и общие группы раз в неделю, чтобы в будущем им было проще адаптироваться: через пару лет - учеба в общей группе, а лет через пять - уже работа. А студенты МГТУ уже знают, кто есть кто, и на спаренных занятиях первый ряд всегда остается свободным для учащихся ГУИМЦ.

- Сейчас учусь на втором курсе, - делится впечатлением от учебы студентка Бауманки Оксана Мищенко. - Поначалу было сложно - и учиться, и с ребятами общий язык находить... С каждым днем и то и другое становилось проще, давалось легче. Сейчас очень хочу перейти в общую группу, думаю - потяну!

Но вообще, как признался Вячеслав Крикун, ранние «трансферы» не всегда идут на пользу. Бывает и такое: студент второго курса, круглый отличник, просит перевести его «насовсем» в общую группу, несмотря на рекомендации педагогов: мол, рановато еще.

В конце концов его переводят, и студент... попадает в список на отчисление по неуспеваемости. Приходится возвращаться в ГУИМЦ, потеряв при этом год. Так что поспешность не всегда полезна. Ведь одна из причин долгого обучения на первом курсе - общая адаптация. К примеру, специальные занятия по слухоречевому развитию, даже прибор специальный есть - некое подобие маски, усиливает твою речь и передает тебе же в уши.

Корреспондент «Вечерки» и сам примерил устройство самоконтроля произношения (так называется эта штуковина) - свой же шепот слышишь более отчетливо.

В учебных кабинетах ГУИМЦ все приспособлено под слабослышащую аудиторию: висят зеркала, в которые можно увидеть, читая по губам, что говорит отвернувшийся к электронной доске преподаватель. И конечно, самые современные слуховые аппараты.

- Слуховые аппараты мы получаем через Департамент социальной защиты населения города Москвы, - говорит Вячеслав Михайлович. - Есть у нас и беспроводные передатчики: преподаватель говорит в микрофон, информация идет сразу на слуховые аппараты, вроде рации получается односторонней...

И, наконец, самый важный вопрос, а в наше кризисное время более чем актуальный: как с трудоустройством, где работают слабослышащие выпускники Бауманки? Лишь один из вариантов - Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» (занимается разработкой и производством боевой техники ПВО).

Сюда студенты ходят на практику, и, кстати говоря, нареканий со стороны предприятия не было никогда, напротив, как говорит Вячеслав Крикун, после получения диплома для этих ребят здесь всегда «зеленый свет». А самые популярные факультеты среди подопечных ГУИМЦа - «Машиностроительные технологии», «Робототехника и комплексная автоматизация» и «Информационные технологии».

Справка «ВМ»

Кроме МГТУ, высшее профессиональное образование молодые москвичи-инвалиды могут получить также:

- на факультете информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета (обучаются студенты с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения);

- в Московском городском педагогическом университете (студенты с нарушением слуха и профильными заболеваниями).

В структуре университета создан «Институт гуманитарных технологий с приоритетным обучением молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- в Московском гуманитарном педагогическом институте.

Здесь обучаются выпускники разнопрофильных образовательных учреждений города Москвы.

Константин Давыдов

Источник: vmdaily.ru