Архив:

«Инвалид по Орлу не имеет возможности передвигаться». Где в Орле хуже всего развита инфраструктура для людей с ограниченными возможностями

Проблема передвижения инвалидов по улицам областного центра известна давно. Для ее решения была создана федеральная целевая программа «Доступная среда 2011–2015». В начале апреля городская администрация провела проверку пандусов, установленных за два года в ходе реализации программы. 

Только 4 из 21 конструкции оказались пригодными для использования по назначению. Остальные же пандусы либо имеют угол наклона в несколько раз выше нормы, либо не оборудованы должным образом, либо вовсе отсутствуют там, где должны быть.

– Я живу в этом доме уже пять лет. С момента моего заселения здесь появился пандус. Но он не соответствует нормам ГОСТа, — рассказывает РП 26-летний инвалид-колясочник I группы Алексей Служевенков, проживающий в доме № 4 на улице 5-ой Орловской стрелковой дивизии. — При входе в подъезд, с уличной стороны, пандус вообще отсутствует. Только порожки.

Пандус, установленный в подъезде, имеет угол наклона в 28 градусов при допустимых 5-8 градусах. Подняться по нему инвалиду невозможно. Алексей Служевенков живет один: не женат, родственников нет. Только благодаря помощи друзей ему удается покинуть дом и вернуться обратно.

– Пять лет назад выходил на улицу очень редко: раз-два в полгода. Сейчас, набравшись сил, реабилитируясь, я стал довольно часто покидать дом: через день. Но из-за отсутствия пандуса нормального не могу делать это чаще, а сильно хочется, — рассказывает Алексей.

– Установкой данного пандуса занималась предыдущая управляющая компания. Исправить сегодняшнее положение непросто. Дело в том, что порожки подъезда разработаны по определенному проекту, высоте. Удлинить пандус невозможно, сделав его удобнее. Он будет тогда упираться в двери подъезда, которые идут одна за другой. Чтобы пандусом можно было пользоваться, придется ломать весь подъезд: сносить перегородки, расширять проемы. Но для этого необходимо разрешение не только жителей одного подъезда, а всего дома, — говорит инженер по работе с населением ООО «Жил-центра», управляющей компании, обслуживающей дом, Оксана Аверкеева. — Такие вопросы решаются только на общедомовом собрании: все же общедомовое имущество ломать станут. Вот если будет более 70% одобривших установку нового пандуса, можно будет начинать работы.

Также Алексей Служевенков считает, что в подъезде необходимо установить электрический подъемник. Он гораздо удобнее и безопаснее. Оксана Аверкеева прокомментировала это пожелание так:

– Чтобы электрический подъемник оборудовать, надо лестницу сносить. Расстояние в подъезде не позволяет установить его. Ширина лестничного марша 1 метр 20 сантиметров, а для самого маленького подъемника необходимо 1 метр 34 сантиметра. Никак не получается. Вот если бы молодой человек жил на первом этаже, то можно было подъемник на балконе ему организовать. Так сейчас делают. Но он на девятом живет.

Подруга Алексея Служевенкова, председатель Совета по молодежной политике «САМИ» Клавдия Ставцева неоднократно обращалась за помощью в разрешении проблемы и к управляющей компании, и к чиновникам, и к депутатам. Последнее ее обращение было направлено врио губернатора Потомскому.

– Я обратилась, чтобы помогли инвалиду первой группы, а не чтоб мне давали отписки. Прислали зачем- то мне ответ про финансирование и его источники в сферу здравоохранения. Про решение проблемы ни слова, — рассказывает Клавдия Ставцева.

Получить комментарий у руководителя городского управления коммунального хозяйства Владимира Достовалова, в чьем ведении находятся пандусы, корреспонденту РП не удалось.

В комитете социальной политики Орла РП уверили, что займутся вопросом:

– Конечно, исправлять сложившуюся ситуацию с пандусами не только в данном доме, но и по всему городу будут. Несомненно. Но все в пределах возможностей. За нарушения в установке пандусов понесут ответственность те лица, которые их оборудовали, определенная компания. Ведь заказывалась и разрабатывалась проектно-сметная документация, согласовывались работы. А они проведены с нарушениями. Устранить их необходимо, — сообщила корреспонденту «Русской планеты» заместитель председателя комитета социальной политики по городу Орлу Елена Ростовцева.

О возможности и способах решения проблемы «Русская планета» поговорила с председателем «Всероссийского общества инвалидов» (ВОИ) по Орловской области Николаем Столяровым. Николай утверждает, что сегодня существует большой выбор пандусов, установить которые не составляет труда. Для этого не придется долбить стены, крушить лестницы и перепланировывать подъезд: «объяснения управляющей компании только отговорки».

– Вообще проблема Алексея — одна из частых проблем у инвалидов в городе. Он не один с ней столкнулся, — говорит Николай Столяров. — Все дело в том, что та серия многоквартирных домов, которая сегодня возводится в Орле и та, что уже имеется, не приспособлена для проживания в них инвалидов, тем более одиноких.

По словам Николая, для таких категорий граждан нужно строить дома специализированной серии. И даже если найти спонсора, который установит подъемники за свой счет, то обслуживать их будет, по сути, некому:

– УК этого делать не станет, не в их обязанностях. А если что сломается, ремонт недешевый. Значит, надо создавать новую службу. Но как, когда и кем? Тоже загадка. Это очень большая работа. За нее никто не берется. Еще одна проблема, которая мешает установке нормальных пандусов в подъездах, это жильцы домов: многие против, боятся, что пандус будет мешать ходить.

Николай Столяров рассказывает, что в наши дни инвалиды сталкиваются с проблемами передвижения не только в своих домах, но и по всему городу.

– Отвратительная обстановка в городе. Просто ужасная. «Доступная среда» в каких-либо других регионах развивается и работает, но не в нашем. Инвалид по Орлу не имеет возможности передвигаться. Сделали у МФЦ пандусы шикарные. Чтобы заехать по ним, надо попасть на парковку. Так там парковка цепочкой обтянута. И как? Возле «Октября» построили, но еще не открыли, торговый центр. Там пандус под таким углом, что точно не заехать. Так еще и плиткой скользкой выложили. Все это потому, что проекты построений не рассматриваются должным образом, все халатно. А за этим никто не следит, — говорит Николай Столяров.

Также председатель ВОИ отмечает, что инвалиду не то что попасть в какое-либо здание проблемно, а просто двигаться по орловским пешеходным дорожкам на коляске практически невозможно.

– Слишком высокие тротуарные плиты не позволяют спокойно перемещаться: спуск-подъем и опять спуск-подъем. Редко где есть «насыпи». Если инвалида везет кто-то, то еще хорошо. И то, ну-ка, поднатаскайся туда-сюда через каждые три-пять метров с коляской! А одному вообще нет возможности! Не думают об инвалидах у нас, — сетует Николай.

Одним из самых трудных районов по перемещению по пешеходным дорожкам для инвалидов глава ВОИ называет новую Ботанику. Сейчас там идет активное строительство жилых домов. Новые тротуары кладутся массивные и часто прерываются проездами для автомобилей.

Николай Столяров отмечает, что по городу практически нет информации о том, где инвалид может проехать на коляске, где остановиться. Так, в ТМК «МегаГринн» инфраструктура для инвалидов хорошо развита на всей территории, но практически нет информации о точном местонахождении пандусов, электроподъемников и о том, как проехать к ним. Также необходимые и полезные указатели отсутствуют в парках отдыха, скверах и других общественных местах.

– Проблема передвижения по городу касается не только колясочников. У нас даже нет рельефных дорожек перед перекрестками, пешеходными переходами для слепых. В Москве они всюду. Слепой ногой наступает на нее и понимает, что впереди дорога. Специально расположенные полосы направляют его в нужную сторону. Также в городе у нас мало светофоров со звуковыми сигналами для слепых. Их можно посчитать по пальцам.

По словам Николая Столярова, такая ситуация складывается из-за того, что в городе нет специального органа.

– В любом деле должен быть специалист, который собирал бы информацию. У нас в Орле таких нет, не было и не знаю, будут ли вообще. Проблемами инфраструктуры для инвалидов должна заниматься соцслужба. У нас она отошла от этого дела полностью. Да, есть соццентры по работе с этой особой категорией граждан. Они делают паспорт на инвалидов: в нем то, что человеку необходимо. Потом комиссии. Они обсуждают на разных уровнях вопросы, ищут решения проблем. Но у нас этой комиссией и выступает опять соцслужба. И то как: приход на дом к инвалиду, уборка, готовка и тому подобное. Более серьезные вопросы не решаются ими. В итоге специалистов определенных нет, которые собирали бы информацию по пандусам, тротуарам, по состоянию и пригодности этих объектов и решали проблемы.

Марина Сенина

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ